ПУГАЧЕВ Виктор Георгиевич.
Родился 8 августа 1948 года. Заслуженный летчик-испытатель СССР. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, школу летчиков-испытателей Министерства авиапромышленности. Работал в Летно-исследовательском институте им. М. М. Громова. Затем - летчик-испытатель «ОКБ Сухого». Сейчас - заместитель Главного конструктора по летным испытаниям ОАО «ОКБ Сухого». Награжден орденами: Ленина, «Знак Почета», «За личное мужество», «За заслуги перед Отечеством» III степени, Мужества. Одним из первых удостоен премии В. В. Высоцкого «Своя колея».
Герой Советского Союза летчик-испытатель навсегда вписал свое имя в историю российской и мировой авиации. Его фамилию носит уникальная фигура высшего пилотажа.
Военный обозреватель «КП» Виктор БАРАНЕЦ встретился со знаменитым пилотом накануне его 60-летия и побеседовал с ним.
Учитель самолетов
- Сколько типов истребителей Сухого вы освоили?
- Между двумя и тремя десятками.
- Какая машина была для вас самой трудной?
- У меня не было трудных. Все любимые. Мне повезло. Я всегда с ними жил душа в душу. Поэтому, тьфу-тьфу, не пришлось катапультироваться, терять машины. Хотя ситуации на грани фифти-фифти возникали. Опасные, скажем так.
- Например?
- Например, это было при проведении испытаний истребителя на штопор. Когда были задержки с выходом из штопора. И надо было применять противоштопорные средства - ракеты и специальные парашюты.
- А в чем заключалась критичность ситуации?
- А в том, что бывают такие режимы штопора, когда самолет очень долго не выходит из падения. И вдруг он вышел из штопора, а потом снова входит! А минимальная высота прошла... И летчику нужно применять противоштопорные средства. Но душа подсказывает: «Подожди еще секундочку, еще мгновение - и машина выйдет из штопора». Тут уже срабатывает интуиция. Она и спасает машину и тебя...
Су-27 - добрый и злой
- А с каким из всех испытанных вами самолетов вы сильнее всего породнились?
- Су-27. Он мне дорог прежде всего потому, что тогда принадлежал к новому поколению самолетов. И на нем я начал работать в качестве ведущего летчика-испытателя.
- Если бы Су-27 был человеком, как бы вы его охарактеризовали?
- Бесконечно добро-агрессивный. Наверное, в мире больше нет такого самолета. Это агрессивный боец с непревзойденными возможностями.
- У вас есть какие-то свои суеверия?
- У меня есть вера.
- Во что?
В то, что обязательно поможет, когда совсем сложно. Это просто очень личное чувство... Как религиозная вера.
- С чем можно сравнить испытание абсолютно нового самолета?
- Новая машина - это новый друг. С этим живым существом - творением рук человеческих - нужно жить душа в душу. Тогда можно его достаточно быстро понять, слиться с ним воедино, слышать шорохи, звуки, его стоны, его слова, подсказки, которые позволят успешно выполнять полетные задания и продвигаться дальше по программе.
И Герою бывает страшно
- У Героя Советского Союза Пугачева есть чувство страха?
- Страх, наверное, есть у всех. Это нормальное чувство, которое в критической ситуации ускоряет мышление и действия летчика.
- А были такие моменты, когда ситуация требовала покинуть машину?
- Конечно. В 80-е годы у нас была печальная эпопея, когда в ВВС были потеряны несколько самолетов. Из-за обледенения защитных устройств воздухозаборников.
- И вам поручили разобраться, в чем дело?
- Да, мне нужно было проверить, как именно срабатывает сигнализация при обледенении. Была создана специальная программа. Мы долго искали эти обледенения. Я вошел в облака, сетки закрылись. Но когда появился сигнал обледенения, то двигатели уже практически не управлялись. Когда почувствовал, что мой «Су» повис, дал форсаж. К великому счастью, он включился. Скорость начала нарастать. А когда самолет вышел из облаков, лед начал рассасываться.
- Это было открытие?
- Это было подтверждение того, что сигнал обледенения приходил тогда, когда уже сетки были обледеневшие.
- Какие выводы сделали конструкторы?
- Датчик нужно было поставить в другое место. Поменяли и логику управления защитными сетками.
- И если бы вы не поняли тогда, в чем дело, самолеты могли снова падать?
- Для того и существуют испытатели, чтобы самолеты не падали.
продолжение следует...