В четверг помощник главкома ВВС РФ озвучил сведения о том, какими самолетами пополнится российская боевая авиация в текущем году. Однако почти сразу сообщения информагентств на эту тему были аннулированы. Попытавшись разобраться в интриге, газета ВЗГЛЯД обнаружила возможные причины скандала вокруг «алжирского контракта», а также сведения о том, когда будут готовы спецсамолеты для высшего руководства страны. Парк боевых самолетов ВВС РФ пополнится в 2009 году новыми самолетами, сообщили в четверг информагентства со ссылкой на помощника главкома ВВС, полковника Владимира Дрика. Несмотря на то, что озвученные им сведения о количестве самолетов вполне совпадают с данными из других открытых источников, сообщения агентств затем были аннулированы по просьбе службы информации и общественных связей ВВС РФ.
Возможно, причиной отзыва сообщения была неполнота или преждевременность сообщенной Дриком информации.
Как уже сообщалось ранее со ссылкой на других официальных лиц, включая главкома ВВС, передача российским Военно-воздушным силам партии истребителей МиГ-29СМТ, возвращенных Алжиром, – вопрос решенный. С тех пор как ВЗГЛЯД и другие СМИ сообщили об этом, появились некоторые подробности.
Так, по сведениям газеты ВЗГЛЯД, алжирцев не устроил один из элементов оснащения истребителя – так называемые блоки предельных команд БПК-38. Как выяснило расследование, предпринятое УФСБ Нижегородской области, эти детали проходили по документам как новые, однако следствие полагает, что они были собраны из старых запчастей, выпущенных еще в 1993–1995-х годах. В том, что завод «Сокол» закупил некачественные детали, обвинили двух сотрудников предприятия, а именно заместителя гендиректора Евгения Бодикова и начальника отдела Анатолия Жильцова, и гендиректора предприятия-поставщика «Авиатехносервис» Владимира Борисова. По мнению следствия, эти люди знали о происхождении поставляемых блоков, намеренно ввели в заблуждение руководство авиастроительного завода, а затем поделили выплаченные за детали 10,19 миллиона рублей.
Кроме того, на момент принятия решения о закупке «алжирских» МиГов для отечественных ВВС из 28 самолетов, предназначенных на экспорт, полностью комплектными были лишь 16 машин, ранее переданных заказчику. Работы по оставшимся 12 самолетам были заморожены, как только алжирская сторона прекратила выплаты по сделке. Степень их готовности достоверно не известна. Возможно, отсюда и расплывчатая цифра «более десяти» в сообщении Дрика. Есть и некоторая неопределенность со сроками передачи: прежде экспортные машины должны быть приведены к российским стандартам.
Тем не менее, стало известно, куда будут направлены реэкспортные машины: согласно сообщению службы информации и общественных связей ВВС, МиГ-29СМТ будут переданы в состав Центра боевого применения и переучивания летного состава в Липецке.
продолжение следует...