Вчера премьер занимался любимой темой - авиацией. Замечено: о новом российском самолете «Супер-Джет» Путин говорит даже с большим азартом, чем о победах наших спортсменов.
Вчера он поехал во Всероссийский научно-исследовательский институт авиаматериалов (ВИАМ), который находится в районе Бауманской улицы Москвы.
В ВИАМе проверяют все самолетные материалы - от обшивочных для кресел до двигательных. Испытывал институт и самолет «Супер-Джет». Впрочем, на этом самолете материалов новых нет, все старые, проверенные.
«Что плохо с точки зрения материаловедов, - признался, пока мы ждали Путина, начальник центра испытания Владимир Ерасов. - Запад тратит на разработку новых материалов 120 млн. евро. Вот потому у них и появляются новые «дримлайнеры» («Боинг-787»)
Впрочем, предприятию на нынешнее состояние грех жаловаться. Вот в 90-х оно практически стало банкротом. Его покинули ведущие специалисты. Еще чуть-чуть, и, возможно, дошло бы до сдачи площадей в аренду казино и торговым центрам. Но, к счастью, этого не случилось. При президентстве Путина ВИАМ стал участвовать в десятке федеральных целевых программ - по авиации, космонавтике, науке, оборонке, наноиндустрии и др.
Подъехав к цеху ВИАМа, Путин сказал его директору Евгению Каблову: «Приехал, как и обещал (обещал еще в бытность президентом.)».
Директор повел премьера по цеху.
- А вы чем занимаетесь? - спросил Путин у одного из рабочих.
- Испытываю образец из алюминиевого сплава на плотность и пластичность, - отрапортовал тот.
- Отлично, - похвалил премьер.
А в выставочном зале директор показал Путину солидные отчеты, которые предприятие каждый год готовит для своих заказчиков.
- Этот - по двигателю, который стоит в том числе и на президентском самолете.
Путин самолично пролистал этот отчет.
А я тем временем спросила у специалистов: «Президентский самолет создан из каких-то особых, новых материалов?» «Нет, - ответили они. И, засмеявшись, пошутили: - Система наведения, наверное, суперсовременная».
А может, и не пошутили.
А Путин тем временем интересовался у директора:
- Сколько у вас работает молодых специалистов ?
- Четыреста двадцать, - произнес директор.
- А было ?
- Тридцать, - вздохнул Каблов, вспоминая печальные времена.
Показали премьеру и титан для эндопротезов, который выпускается на предприятии. Они крайне нужны больным людям. Сейчас их производят двадцать тысяч, а потребность - 120 тысяч. А еще премьеру показали, как готовят лопатки для турбины самолета. Сначала из керамики, потом из сплавов.
- Американцы говорят, - рассказал директор, - что технология литья лопаток в России в тридцать раз эффективнее, чем у них.
В это время тишину выставочного зала нарушил грохот - это журналисты снесли какой-то экспонат. Путин, разумеется, не мог отказать себе в удовольствии прокомментировать сие событие:
- Сплавы, конечно, крепкие, но не стоит испытывать их на прочность.
А под конец экскурсии подошел к большому макету самолета Ил-62, подержался за крыло - то ли на прочность проверил, то ли просто на удачу.
Источник: КП от 17.06.08.