Эксперты, которые занимаются расследованием причин катастрофы Ан-12, озвучили варианты развития трагично завершившихся событий. Версия ошибки командира экипажа исключается: разбившимся под Челябинском грузовым самолетом управлял пилот-инструктор первого класса. Следователи считают, что причиной аварии могла стать изношенность лайнера и как следствие – неисправность проводки судна. Версию изношенности лайнера эксперты стали рассматривать сразу же после авиакатастрофы, которая накануне произошла под Челябинском.
«Ан-12 - самолет надежный, но старый, он эксплуатируется с 1960-х годов. Его ресурс уже выработан и зачастую продлевается за счет ремонта, - сказали РИА «Новости» в диспетчерской службе аэропорта Большое Савино в Перми. - В итоге чаще всего из строя выходит самая уязвимая часть - электрика. В случае с челябинским лайнером прошло сообщение о задымлении, значит, скорее всего, было короткое замыкание и возгорание. А это уже с большой долей вероятности - следствие изношенности самой проводки».
По мнению сотрудников аэропорта Большое Савино, главная опасность выработанного ресурса в том, что лайнер выходит из строя внезапно - за несколько минут до трагедии отказавшая деталь еще работает как обычно. В частности, когда накануне Ан-12 вылетал из Перми в Челябинск с грузом на борту, он был исправен и имел допуск к полетам.
В понедельник предположения диспетчеров подтвердили и в Федеральной аэронавигационной службе. «Причиной катастрофы Ан-12 под Челябинском могло стать короткое замыкание электропроводки и последовавший за этим пожар», - рассказал глава Федеральной аэронавигационной службы Александра Нерадько.
В пользу этой версии говорит то, что после взлета командир экипажа сообщил о возгорании в кабине пилотов и запросил разрешение на посадку. После этого самолет перестал выходить на связь и пропал с экранов радиолокатора.
Напомним, самолет Ан-12 потерпел катастрофу при взлете под Челябинском в 18.02 понедельника.
По свидетельству очевидцев, экипаж самолета пытался взлететь дважды. Как уточнил министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Геннадий Подтесов, «первая попытка не удалась, со второй самолет взлетел и тут же рухнул на землю у поселка Рощино в поле, в 30 километрах от областного центра». При аварийной посадке Ан-12 задел за провода, начал разваливаться на части и потом загорелся.
Спасатели нашли на месте трагедии тела всех девяти членов экипажа и «черный ящик».
Известно, что разбившийся под Челябинском грузовой самолет Ан-12 вел пилот-инструктор первого класса Анатолий Сережкин. Сейчас тела всех погибших в катастрофе опознаны.
По факту падения самолета возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». На место трагедии выехал Уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин. «Он будет координировать работу всех правоохранительных органов при расследовании причин падения самолета», - рассказали в пресс-службе прокуратуры.
Сообщить официальную версию случившегося эксперты смогут нескоро. «Такие расследования длятся обычно около месяца, а как показывает практика последнего времени, возможно, и дольше», - отметил Нерадько.
По словам главы Федеральной аэронавигационной службы, еще не обнаружены все бортовые самописцы, а без информации, записанной на них, сделать какие-либо выводы о причинах катастрофы невозможно.
Источник: ДГ "Взгляд" от 27.05.08.