Приятного общения на АВИА-форуме !

           теперь мы еще и на авиа-форум.рф

Главная РегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · Новостная лента RSS ]

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Ершов, Орлов  
Авиа-Форум Avia-Forum.Com » Лётный персонал » Лётчики ГА » Авиагоризонт с прямой vs обратной индикацией (обсуждаем плюсы и минусы авиагоризонтов)
Авиагоризонт с прямой vs обратной индикацией
AdminДата: Понедельник, 28.01.2008, 10:03 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Строго говоря, ни один из них не может претендовать на визуализацию полета, так как информация от каждого из них требует мысленных преобразований, поэтому ни один не дает абсолютно надежного определения пространственного положения самолета в особо сложных условиях. Необходимость преобразования информации от авиагоризонта в таких условиях нередко приводит к ошибкам летчика. Поэтому главный вопрос здесь, пожалуй, в том, какой вид индикации легче поддается расшифровке.

Что же касается степени наглядности каждого из типов авиагоризонта, то она примерно одинакова. Основная разница в том, что один представляет наглядную (но очень редуцированную) картину кажущегося движения горизонта относительно самолета, другой — реального движения самолета относительно земли (например АГК-77) .

Поэтому первый часто определяют как "вид с самолета на землю", а второй — "вид с земли на самолет".

Поскольку второй тип авиагоризонта более соответствует концептуальной модели, формируемой у летчика, и задачам управления, поступающая от него информация преобразуется легче, чем информация от. первого типа, не соответствующего информационной модели. Поэтому очень многие летчики, оценивая авиагоризонт "вид с земли на самолет", говорят, что "он более наглядный — его легче расшифровать".

Трудности использования авиагоризонта с принципом индикации "вид самолета на землю": а — действительное показание авиагоризонта: б — так летчик должен мысленно повернуть авиагоризонт, чтобы определить истинное положение самолета по отношению к горизонту.

Индикатор пространственного положения (точнее, принцип индикации) не менялся с тех пор, как он был принят в 1929 г. И тем не менее многие исследователи и летчики ставят вопрос о недостатках — с точки зрения человеческого фактора — данного вида индикации, говорят о преимуществах вида индикации "с земли на самолет", причем часто на основании экспериментальных исследований.

Крупный авторитет в области инженерной психологии (и один из ее основателей) А. Чапанис еще в 1959 г. приводил экспериментальные доказательства неудовлетворенности авиагоризонта "вид с самолета на землю". Он отмечал, что такой прибор путает даже опытных летчиков.

Примечательно, что этот тип авиагоризонта приводится им как пример ошибочности решений, опирающихся только на житейский смысл (common sense). Будьте осторожны с "житейским смыслом", призывает Чапанис, когда речь идет о создании приборов; часто он приводит к неверным решениям; разработка приборов не может довольствоваться "здравым рассудком", а должна основываться на строгих научных, прежде всего экспериментальных, данных.

А что думаете по этому поводу вы ?

wink


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
CasspirДата: Воскресенье, 29.05.2011, 13:37 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Участники форума
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Приборы должны быть просты для восприятия показаний и считывания даже посторонними людьми. Т.Н."user friendly"
По - моему разночтение показаний приборов обоего типа переучившимися на другой тип ВС пилотами,может привести к катастрофе


TUPOLEV 154- The most beautifull bird ever built
 
Y18TДата: Понедельник, 30.05.2011, 20:15 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Участники форума
Сообщений: 164
Репутация: 0
Статус: Offline
Почему бы тогда не принять за основу какой-нибудь один тип индикации.. и применять только его ?
 
aviapilsДата: Воскресенье, 05.06.2011, 09:08 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Участники форума
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Данная дилемма уже не стоит.
Ни та ни другая индикации не соответствует Нормам летной годности (если не ясно могу подробнее).
Нужно понимать, что летчик в полете решает ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ - Завалова, Ломов, Пономаренко, Коваленко (как и любой например водитель авто на земле).
1 задача - БАЗА -Ведение пространственной ориентировки.
2 задача - НАДСТРОЙКА, основана на БАЗЕ- Управление самолетом.

Для решения первой задачи авиагоризонт хоть прямо хоть обратный не нужен, т.к. "пространственная ориентировка человека - подсознательный акт деятельности человеческого мозга". Авиагоризонт же требует сознательного восприятия.
Вторая задача - чисто эргономическая задача управление движущимся в трехмерном пространстве объектом.
Эргономика на этот счет предъявляет пять требований к индикации.
Ни прямая ни обратная индикация этим требованиям не отвечает.

Вывод: много лет назад, когда только начались полеты в облаках необходимо было перейти на новый тип индикации.
 
AdminДата: Воскресенье, 05.06.2011, 18:43 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
И что-же это за тип такой ? Если не секрет...

cool


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
aviapilsДата: Воскресенье, 05.06.2011, 22:48 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Участники форума
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Давайте рассуждать логически:
1. Прямая индикация - силуэт самолета неподвижен по крену и тангажу.(0 - 0)
2 Смешанная №1 (та которую Вы называете обратная) - силуэт самолета подвижен по крену, но неподвижен по тангажу, как в прямой. (1 - 0)
3.Смешанная№2 (был такой прибор АГИ-1 подходит немного)-силуэт самолета неподвижен по крену, подвижен по тангажу. (0 - 1)
4. Силуэт самолета превращается в макет, который подвижен по крену и тангажу, (прямопротивоположна прямой). (1 - 1).
Прибор превращается в трехмерный индикатор, как и должно быть.

Итак вот эти четыре типа, четыре возможных варианта. Все остальные (Александров насчитал 6 штук) разновидность одного из четырех.

Только ЧЕТВЕРТЫЙ отвечает всем требованиям эргономики и Нормам летной годности.

 
AdminДата: Понедельник, 06.06.2011, 16:30 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Как то сложно представить макет самолета в приборе, который подвижен по крену и тангажу да еще и на фоне земной (неба) поверхности.... по моему это сложно для отображения, и еще сложнее для осознания пространственного положения в полете.. особенно в критической ситуации...

ИМХО

Если можно.. картинку опубликуйте... этого замечательного концепта...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
aviapilsДата: Понедельник, 06.06.2011, 18:06 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Участники форума
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Найдите в Яндексе:
А.П. ПЛЕНЦОВ, В.И. ЖЕЛОНКИН, Н.А. ЗАКОНОВА Решение проблемы: "Потеря пространственной ориентировки и управление самолетом в полете".
Ничего не сложно.
Если Вы летчик, то Ваш инструктор показывал Вам положение самолета в пространстве именно с помощью такой модели.
Есть и ДЕМО-вариант электронной индикации. Но Вы можете посчитать это за рекламу.
 
AdminДата: Понедельник, 06.06.2011, 22:44 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Посмотрел я материал по вашей подсказке (по поводу рекламы, если она по теме форума, я отношусь спокойно)... Если вы говорите про это:



То на мой взгляд крайне неудобно.... вот если совместить эту индикацию с прямой, толк бы думаю был...

wink


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
aviapilsДата: Вторник, 07.06.2011, 11:38 | Сообщение # 10
Сержант
Группа: Участники форума
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
В этой статье мы даказываем почему "прямая" индикация не соответствует Нормам летной годности.
Вы найдите первую статью.
12-2006 ПОТЕРЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ В ПОЛЕТЕ, А.П. Пленцов, к.т.н. В.И. Желонкин, Н.А. Законова, В.М. Бощеван , «Проблемы безопасности полетов», научно-технический журнал, Выпуск 12, ВИНИТИ
 
aviapilsДата: Вторник, 07.06.2011, 22:45 | Сообщение # 11
Сержант
Группа: Участники форума
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
В данной статье дается доказательство нелегитимности "прямой" индикации.
http://www.aviafond.ru/userfiles/NPI.doc
 
AdminДата: Вторник, 07.06.2011, 23:16 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
спс, будем посмотреть...

... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Вторник, 07.06.2011, 23:27 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
aviapils, у меня вопрос.. вы в полете имели возможность наблюдать работу АГ с прямой(американской) системой индикации ?

Для начала цитата из вашего документа: ...Индикация предполагает, что пилот – господь Бог, способный перемещать не свой самолет, а окружающее пространство. Летчик дает ручку управления влево, его самолет кренится влево, на экране индикатора индекс самолета неподвижен, а земля поворачивается вправо. Чтобы понять суть такой индикации, представьте, что водитель автомобиля вращает руль вправо, а его автомобиль поворачивает влево....

Автор этого опуса немного заблуждается... это было бы верно, если бы пилот сидел в квартире на стуле.. тогда действительно, земля поворачивается вправо. Но дело в том, что он (пилот) сидит в самолете... и поворачивается не земля.. а самолет, вместе с пилотом и индексом самолета влево (вернее против часовой стрелки).... индикатор земли (горизонта) как раз остается на месте... На мой взгляд все ок!

А уж сравнение с автомобилем уж совсем не коректно....

Что скажете ?


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
aviapilsДата: Среда, 08.06.2011, 16:29 | Сообщение # 14
Сержант
Группа: Участники форума
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
aviapils, у меня вопрос.. вы в полете имели возможность наблюдать работу АГ с прямой(американской) системой индикации ?
Да имел.

Автор этого опуса немного заблуждается... это было бы верно, если бы пилот сидел в квартире на стуле.. тогда действительно, земля поворачивается вправо. Но дело в том, что он (пилот) сидит в самолете... и поворачивается не земля.. а самолет, вместе с пилотом и индексом самолета влево (вернее против часовой стрелки).... индикатор земли (горизонта) как раз остается на месте... На мой взгляд все ок!
Вот здесь нарушен основной закон эргономики:
"РУ влево, самолет кренится влево, индикатор - макет самолета должен кренится влево, относительно неподвижного отсчета, в данном случае - горизонта".
 
AdminДата: Среда, 08.06.2011, 22:13 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Quote (aviapils)
Вот здесь нарушен основной закон эргономики:
"РУ влево, самолет кренится влево, индикатор - макет самолета должен кренится влево, относительно неподвижного отсчета, в данном случае - горизонта".


А вот тут не понял... По Вашим словам получается, что самолет уже накренился, допустим влево... на 20*... линия горизонта на приборе параллельна истинному горизонту и совпадает с ним (прибор показывает левый крен 20* сидящему в кабине летчику), и в приборе еще должен накрениться макет самолета что-ли.. на сколько.. еще на 20* ? И что в таком случае делать с линией горизонта ?

Если честно.. не догоняю...

ниже, картинка из документа который вы представили так, как ее видит пилот самолета... на ней левый крен 10* и угол тангажа примерно -7* (пикирование) ....



дорисуйте на ней макет самолета который должен кренится..... (куда ?)

cool


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
Авиа-Форум Avia-Forum.Com » Лётный персонал » Лётчики ГА » Авиагоризонт с прямой vs обратной индикацией (обсуждаем плюсы и минусы авиагоризонтов)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Понедельник, 06.05.2024, 20:09
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Мини-чат
Ссылки
Статистика
Праздники сегодня

Locations of visitors to this page

Яндекс.Погода















Наш опрос
Оцените АВИА-форум

Всего ответов: 380
Copyright 034 © 2007 - 2024Сайт управляется системой uCoz