Вот уже несколько лет наши военные вертолетчики под эгидой ООН достойно несут нелегкую службу в самых затерянных уголках Черного континента: Сьерра-Леоне, Ангола, Судан, Чад… Честь им и хвала. Однако даже поверхностное знакомство с личным составом российской авиационной группы (РАГ) миротворцев вызывает немалое удивление. Звено из четырех вертолетов обслуживают около 200 военнослужащих, в том числе 9 полковников, 16 подполковников! То есть одну винтокрылую машину приходится по два («с лишним») полковника и четыре подполковника. И это, не считая майоров, капитанов и т.д. Даже «главный бухгалтер» группы – помощник командира по финансово-экономической работе – полковник. Для сравнения: в середине 1980-х годов в Афганистане вертолетными полками, где 60 бортов вели ежедневные боевые действия круглый год, днем и ночью, командовали подполковники. А тут четыре машины.
РАГ представляет собой сборную «солянку» из представителей московского руководства и частей. Причем практически все они имеют воинские звания, которые на одну-две ступени выше занимаемых в РАГ должностей (майор на должности старшего лейтенанта, подполковник – капитана и т.д.). Нигде в мире не найдете столь высокопоставленной миротворческой группы из четырех вертолетов, как наша.
Правда, был у меня один похожий случай много лет назад, когда пришлось выполнять интернациональный долг «за речкой». Обратился я в афганский ПАРМ (подвижная авиаремонтная мастерская) на аэродроме в Кабуле. В будке одной из автомашин пили чай три механика, все – в звании полковников…
А если серьезно, первое, что приходит в голову по поводу РАГ: либо нашему младшему офицерскому составу уже нельзя доверить самостоятельное выполнение миротворческих задач, либо майорам, подполковникам и полковникам делать нечего на своем основном месте службы. В результате такой кадровой политики части и подразделения остаются «обезглавленными» в прямом и переносном смысле.
Из 344-го центра боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке, где сегодня наряду с опытной эксплуатацией должна полным ходом идти отработка новых методик боевого применения перспективных ударных комплексов (Ка-52, Ми-28Н), главный и два старших убыли обслуживать четыре вертолета!
Начальник группы КПС вертолетного звена российской авиагруппы – «целый» подполковник, старший инженер ИАС (инженерно-авиационной службы) того же центра. Хотя в обычном полку армейской авиации, где 12 звеньев, эту должность занимает старший лейтенант. Непостижимо, но на четыре «мирных голубка» (вертолеты в миротворческой миссии используются без вооружения) приходится группа АВ и ДО (авиационного вооружения и десантного оборудования), в которую входят майор и три капитана. Плюс начальник службы вооружения в звании подполковника. Причем двое из этих офицеров – специалисты по управляемым средствам поражения. И это миссия ООН!
продолжение следует...