Военные аналитики отмечают недостатки, проявившиеся во время проведения Российской армией операции по принуждению Грузии к миру. Прежде всего речь идет о прорехах в технической оснащенности частей и соединений. ГДЕ ОНИ ?
Давно считается аксиомой: в неядерной войне победа обеспечивается прежде всего за счет завоевания господства в воздухе. В скоротечных локальных конфликтах ставка делается на применение высокоточного оружия и решающая роль отводится авиации.
Где же была наша фронтовая авиация, которая всегда считалась одной из лучших в мире; многоцелевые истребители, демонстрирующие отменные летные качества на различных выставках вооружений; боевые вертолеты, способные эффективно действовать в любое время суток, о существовании которых отечественная пресса писала еще в 1990-е годы?
Оказывается, что в ходе операции ВВС России были задействованы лишь в ограниченной степени. И это не просчет командования. На то, увы, были веские основания.
Несмотря на то что ведущие оборонные предприятия РФ в настоящее время производят образцы авиационного высокоточного оружия, которые находят спрос за рубежом, строевые части российских ВВС в основном располагают обычными бомбами и неуправляемыми ракетами. В условиях пятидневной войны по известным причинам применение боевых самолетов и вертолетов без использования ими ВТО конечно же могло быть только ограниченным.
Кстати, об отношении к авиации в Вооруженных силах РФ. Еще в 2004 году на одном из высоких совещаний в военном ведомстве Владимир Путин отмечал тот поразительный факт, что по приоритетам Минобороны ВВС находятся лишь на восьмом месте.
Безусловно, это заявление главы государства должно было быть воспринято как указание к действию. И в течение последующих лет в войска стала поступать более совершенная авиационная техника: модернизированные истребители Су-27 и штурмовики типа Су-25. Однако беда в том, что процесс идет такими темпами, что для полного обновления всего парка боевых машин в частях потребуется добрый десяток лет.
Вдобавок обеспеченность наших сухопутных частей и подразделений ночной армейской авиацией можно назвать критической. Между тем ситуация на Кавказе, прогноз возможного негативного развития событий в других регионах близ границ РФ требуют в первую очередь оснащения войск достаточным количеством ночных разведывательных и ударных авиационных средств, а также БПЛА, без которых сегодня не обходится ни одна современная армия.
Еще хуже дела обстоят с подготовкой пилотов ВВС. Сегодня наши летчики могут «похвастаться» годовым налетом лишь в 40–50 часов. Это, конечно, в несколько раз больше, чем в конце 1990-х годов. Только нелишне вспомнить, что в советские времена для летчика-истребителя нормальным считался налет порядка 120 часов (у американцев эта величина доходила до 180 часов и более, современная норма НАТО также 180 часов).
В соответствии же с отечественными и зарубежными данными, считается, что при годовом налете менее 60–80 часов пилот не способен поддерживать уровень профессионализма, соответствующий требованиям учебно-боевой подготовки и безопасности полетов.
продолжение следует...