К сведению офицеров, служащих в нашей стратегической авиации: отныне многие из вас, товарищи, вполне могут в разговоре упомянуть — летаю, мол, на самолете, которому официально присвоен статус «Памятник науки и техники 1 ранга». — Именно такой «титул» получил на только что прошедшем заседании специальной комиссии экспертов бомбардировщик Ту-95.
Уже в семнадцатый раз собрался в Москве Экспертный Совет, выдающий сохранившимся образцам уникальной техники прошлого особые сертификаты. Инициатором проекта стал столичный Политехнический музей.
— Мы столкнулись с парадоксальной ситуацией: формально существует понятие «памятник науки и техники», но нигде нет четкого определения, что же это такое, — рассказывает Гендиректор Политехнического музея Гурген Григорян. — Вот и пришлось озаботиться данной проблемой. Теперь самым ценным экземплярам из музейных коллекций решением ученых-экспертов выдается сертификат: «Памятник науки и техники 1 ранга».
Начиная с 1992-го такие «охранные грамоты» получили уже более 850 технических экспонатов, хранящиеся в 71 музее. Два дня назад, после очередного заседания Экспертного совета в Политехе, списки «избранников» пополнились еще 63 ретро-экземплярами.
Самым крупным из них и стал упомянутый уже стратегический бомбардировщик. Сертификат «Памятника…» дан, конечно, не всем «девяносто пятым», благополучно дожившим до сегодняшних дней и находящимся на вооружении наших ВВС, а лишь одной машине. — Этот Ту-95 из самой первой серии, выпущенный заводом в 1955 г., находится в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино.
Кроме громадины-бомбовоза «титул» получили и еще несколько выдающихся образцов отечественной военной техники, попавшие в музейные коллекции. В их числе — переносной зенитный ракетный комплекс «Игла» (самый первый экземпляр знаменитого ПЗРК хранится теперь в музее коломенского КБ машиностроения).
Заседание Экспертного совета длилось больше трех часов. Следующая «порция» «Памятников…» будет утверждаться лишь через год: процесс подготовки заявок от музеев и предварительной экспертизы занимает много времени. А конца-края этой эпопее не видно. Ведь по самым скромным оценкам, количество образцов техники прошлых лет, которые заслуживают выдачи такого сертификата, достигает у нас нескольких тысяч.
Источник: МК от 27.11.08.