Билеты на самолеты в России всегда были дорогими. Особенно в сезон отпусков. Для перевозчиков летние месяцы - это «золотое дно». Но некоторые граждане ухитряются покупать билеты по дешевке. Честно говоря, все время завидовал таким людям. Но «счастливчиками» они, как оказалось, считают себя недолго. Экономия часто аукается пассажиру длительной задержкой или даже отменой рейса. Почему бюджетные авиакомпании часто задерживают свои рейсы? Можно ли это исправить и распространить практику дешевых перелетов на всю Россию?
КАЖДЫЙ ВТОРОЙ РЕЙС ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ
В последние годы в России появилось несколько авиакомпаний, предлагающих полеты по смешным расценкам. На Западе их называют дискаунтерами (от англ. discount - «скидка») или лоукостерами (от англ. low cost - «низкая цена»). Согласитесь, билет на самолет за 500 рублей - это что-то из ряда вон выходящее?! За такую цену можно не только по делам, но хоть каждый день куда-нибудь летать.
Как только такие предложения появились на рынке, продвинутые путешественники стали раскупать билеты на несколько месяцев вперед... До тех пор пока вылет фактически не превратился в рулетку - бюджетные авиакомпании с легкостью откладывают или объединяют рейсы. В итоге те пассажиры, что должны улетать поздно вечером, ночуют в аэропорту, дожидаясь утреннего самолета. При этом в самом худшем положении те, кто летит со стыковкой. Из-за нерасторопности перевозчика им приходится менять билет. Вот тебе и подтверждение поговорке «скупой платит дважды»!
Одного из дискаунтеров - компанию Sky Express - Росавиация за такие шалости даже хотела лишить лицензии. Еще бы, в июле этого года почти половина ее рейсов отправилась в небо с задержкой. В том числе каждый десятый рейс отложили более чем на 6 часов.
На другого лоукостера - компанию «Авианова» - подала иски прокуратура Москвы на воздушном транспорте - тоже за задержки вылетов (по итогам июля 12% ее рейсов не вылетели вовремя). При этом, по данным Росавиации, у традиционных перевозчиков - «Аэрофлота» и «Сибири» - задержанными оказались всего 2% рейсов... Почему же так происходит?
Как объясняют эксперты, суть бизнеса бюджетной авиакомпании - жесткая минимизация расходов. Они экономят на всем. При этом самолет должен находиться в воздухе максимальное количество времени. Приземлился, высадил пассажиров, загрузил новых - и снова в полет. При этом у компании почти нет запасных судов. То есть в случае поломки или длительной задержки происходит цепная реакция. В Sky Express задержки объяснили тем, что они не вовремя получили самолеты после техобслуживания. А в «Авианове» - что в двигатель одного из бортов попала птица.
- Задержки никак не связаны с экономией, - настаивает пресс-секретарь Sky Express Виталий Коренюгин.
- Более 80% всех наших рейсов совершаются вовремя, - говорит Эндрю Пайн, управляющий проектом «Авианова». - Это соответствует мировым стандартам.
Тем не менее европейский бюджетный перевозчик Ryanair, для сравнения, отправляет в срок 98% своих рейсов и не уступает по этому показателю традиционным конкурентам. В то же время некоторые довольно дорогие авиакомпании также периодически огорчают своих клиентов (см. «Богатые тоже плачут»). В чем же проблема?
КОНКУРЕНЦИЯ - ЗАЛОГ ЭКОНОМИИ
Конечно, для простых потребителей бюджетные авиакомпании - это отличный способ сэкономить. Вот почему треть европейцев и американцев пользуются их услугами. На Западе около 35% всех перевозок осуществляют дискаунтеры. В России доля бюджетных авиакомпаний - всего 6,5%. При этом упомянутую выше Sky Express даже сложно назвать лоукостером - цены на перелеты там уже давно сравнялись с тарифами традиционных авиакомпаний.
- Оба дискаунтера финансируются у нас иностранными инвесторами, - пояснил «КП» один из экспертов отрасли. - Но если у владельцев Sky Express деньги давно кончились, то у инвесторов «Авиановы», я думаю, энтузиазма хватит еще на 2 - 3 года.
Продолжение следует...