Прямые попадания Авиакатастрофы, связанные с ударами молний, явления крайне редкое. Примерно за 50 лет жертвами грозовых разрядами стали всего 5 лайнеров - были сбиты и потерпели крушения.
Первая, официально зарегестрированная трагедия, по которой нет сомненний, произошла в 1963 году. Молния, попав в «Боинг-707» авиакомпании Pan Am, спровоцировала детонацию паров горючего. Самолет взорвался в воздухе. Погиб 81 пассажир.
В 2005 году этот случай был внесен в Книгу рекордов Гиннесса по количеству жертв молнии в воздухе. Но трагедия 2009 года перекрыла эту печальную статистику.
По остальным катастрофам твердой, стопроцентной, уверенности нет - только очень сильны подозрения.
24 декабря 1971 года перуанский Lockheed L-188A Electra, летевший из Лимы, попал в грозовой фронт. У самолета отвалилось правое крыло - скорее всего от удара молнии. Он рухнул в джунгли. Из 92 человек на борту выжил только один — подросток, которого спасатели нашли через десять дней.
22 июня 2000 года в Китае разбился Y-7 (китайская версия Ан-24). Есть версия, что молния подожгла топливо во время снижения самолета. Погибли четверо членов экипажа, 38 пассажиров и 7 человек на земле.
1 июня 2009 года в Атлантический океан рухнул Аэробус А330 компании Air France, летевший рейсом AF 447 Рио-де-Жанейро - Париж. Из 228 человек никто не выжил. Ланей летел сквозь мощный грозовой фронт. Отсюда и версия, которой придерживаются большинство экспертов: прямое попадание молнии.
Дотянули до аэродрома
В истории гражданской авиации есть масса примеров, когда удары молний в самолеты не приводили к трагедиям.
8 мая 2010 года Самолет Aerobus А-319 вылетел из Домодедово и направлялся в томский аэропорт Богашево. Во время полета молния повредила фюзеляж. Но самолет приземлился без происшествий.
20 июль 2008 года Над московским аэропортом «Шереметьево» в аэробус А-319, летевший в столицу из Баку, попала молния. От удара выключился один из двух двигателей. Самолет посадили.
10 мая 2007 года Самолет Кипрских авиалиний А-319, выполнявший рейс из Ларнаки в Афины, вернулся в аэропорт после того, как в него ударила молния в правый двигатель. Никто из 118 человек не пострадал.
2006 год - самый урожайный. 29 мая в «Боинг- 747-400» при заходе на посадку в аэропорту голландского города Гронинген ударила молния. Пилотам удалось посадить лайнер.
В августе в португальский самолет А-320 при взлете из Милана попала молния. Были повреждены иллюминаторы, и экипажу пришлось совершить экстренную посадку.
Спустя несколько дней молнией был поражен самолет японской авиакомпании, взлетавший из аэропорта города Фукуока. Пришлось экстренно приземляться в Осаке. Самолет израильской авиакомпании «Аркия», вылетевший 27 декабря 2006 года из аэропорта Бен-Гурион в Эйлат, был также вынужден вернуться после встречи с молнией.
24 июня 2004 года Электрический разряд поразил носовую часть Airbus A-310 компании Turkish Airlines, следовавшего из Стамбула в Анталью. Произошло частичное разрушение стекла кабины пилотов, но экипаж смог посадить самолет, никто не пострадал. Точно так же лопнуло стекло после удара молнии у японского Boeing 777 9 августа 2004 года, и опять самолет благополучно приземлился.
В сентябре 1997 года во Владивостоке сел Ту-154 "Владивостокавиа" с двигателем, отказавшим после удара молнии.
Аналогичный случай произошел и в сентябре 1999 года с Ту-154, летевшим из Санкт-Петербурга в Южно-Сахалинск. В 2000 году в украинский Ан-124 над Алжиром попали сразу две молнии, вышел из строя один из четырех двигателей, однако самолет смог продолжить полет.
Покушения на VIP-персоны
В апреле 2005 года молния ударила в самолет премьера Великобритании Тони Блэра. И опять при посадке, когда уже самолет подлетал к Лондону. Блэр не пострадал.
15 мая 2006 года, молния ударила в самолет американского сенатора Эдварда Кеннеди. Отключились все приборы, и пилоту пришлось совершать экстренную посадку.
28 февраля 2003 года в самолет брата президента США Джеба Буша (губернатора Флориды) ударила молния. Никто из находившихся на борту не пострадал, но Бушу, летевшему в Майами, пришлось совершить экстренную посадку в Орландо. Правда, молния прожгла в крыле самолета внушительную дыру.