На прошлой неделе в отставку был отправлен руководитель федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин. Формальная причина — в связи с его переходом на другую работу. Фактическая — кто-то должен был ответить за непрекращающуюся череду скандалов в авиационной отрасли.
Сам Бачурин, однако, виновным себя не считает. В интервью “МК” он впервые решился раскрыть подоплеку “высокой” политики и уверяет, что заявление его вынудили подать насильно; в противном случае главному летчику страну угрожали чуть ли не физической расправой.
Подобные страсти в правительственных кабинетах не кипели, кажется, еще никогда…
— Евгений Викторович, в чем причина вашего увольнения?
— В принципиальных расхождениях с позицией министра транспорта Левитина.
Со времен развала СССР дела в авиационной отрасли пришли в упадок. Государство практически лишилось всех регулирующих функций; дескать, все должен определять рынок. Но одно дело — рынок в сельском хозяйстве и совсем другое — в авиации, где речь идет о безопасности тысяч людей. Я считал и продолжаю считать, что государство просто обязано иметь серьезные рычаги влияния.
Это касается и тарифного регулирования, и контроля за перевозками. Необходимо было создавать нормативную базу, которая фактически сейчас отсутствует.
— У министра другая позиция?
— Левитин до сих пор не хочет признавать, что отрасль переживает системный кризис и нужны радикальные перемены. Видимо, он считает, что такое признание станет свидетельством неспособности Минтранса справиться с ситуацией.
— Когда вас назначали главой Росавиации, вы понимали, что конфликт неизбежен?
— Честно говоря, до конца не понимал. Это стало ясно лишь позднее.
Нужно вспомнить, какие события предшествовали моему приходу. Я стал руководителем агентства весной 2007-го, хотя соответствующее предложение получил от министра еще предыдущей осенью. Накануне как раз произошли три крупные авиакатастрофы — в Иркутске, Донецке и Самаре. Тогдашнего главу Росавиации (Александра Юрчика. — А.Х.) и главу Ространснадзора Салеева стали выдавливать; кому-то следовало ответить за случившееся.
Думаю, Левитин поначалу воспринимал меня не в качестве самостоятельной фигуры (я работал тогда замом у Юрчика), а исключительно как технического дублера. То есть рулить всем будут Минтранс и Юрчик, которого Левитин сделал своим советником, а я — так, надувать щеки и делать умное лицо.
— Однако за последние полтора года ситуация в авиации резко не изменилась. Вашей отставке тоже предшествовала целая череда скандалов в отрасли; прекращение полетов “Эйр Юнион”, задержки “Интеравиа”, катастрофа в Перми.
— Невозможно за год возродить то, что разваливалось 15 лет. И хотя я считаю, что сделать удалось многое, мы все равно стоим на пороге очень серьезного кризиса.
Сильно изношен самолетный парк. Уже через 2—3 года надо будет снимать с полетов ближние и среднемагистральные машины: “АН-2”, “АН-24”, “ЯК-40”, “Ту-134”. Единственный российский самолет, который по ресурсу еще может летать, это “Ту-154”, только у него расход топлива в 2 раза больше, чем у “Боинга” аналогичного класса.
Тяжелая ситуация с подготовкой летного состава. Последняя катастрофа в Перми и авиаинцидент в Калининграде это показали наглядно.
По моим прогнозам, пик кризиса может наступить уже нынешней зимой. За это лето ни одна из авиакомпаний не заработала денег, чтобы прожить зимний сезон. (Зима — это всегда падение перевозок и, как следствие, убытки; прежде их перекрывали за счет летней активности.) То есть повторение ситуации с “Эйр Юнион” более чем реально. Встанет любая другая компания — и все. Половина страны мгновенно откажется в изоляции, а тысячи пассажиров будут вновь сидеть в аэропортах.
— И что же делать?
— Я предлагал выход: заставлять авиакомпании страховать свои перевозки на 3 месяца вперед, вводить особый порядок банкротства, запретить одномоментно поднимать цены на топливо. До сих пор такие решения не приняты.
— Почему? Неужели ни в правительстве, ни в Минтрансе нет ни одного компетентного специалиста?
— Специалисты есть. Но их голос не доходит до верха. Наш министр постоянно успокаивает Белый дом и Кремль: дайте дополнительные деньги на ремонт аэропортов, и все проблемы решатся сами собой. Деньги дают — каждый год около 20 миллиардов, но лучше от этого особо не становится.
Я ведь не первый руководитель ведомства, кого назначают козлом отпущения. За последние 4 года в Росавиацию приходит уже пятый по счету начальник. Всякий раз Левитин уверяет, что теперь-то начнется нормальная работа, ситуация исправится. Но потом все повторяется заново.
продолжение следует...