Устройство и особенности
Самолет выполнен по схеме "летающее крыло" с развитым хвостовым оперением и пилотско - пассажирской кабиной впереди.
Основной частью ЛА является дискообразный центроплан с центральным тоннелем, в котором размещены винтовая подъемная система и грузовая кабина.
По бокам центроплана размещены консольные части крыла.
Снизу расположено ВПУ в виде надувного посадочного тора, являющегося ограждением для воздушной подушки, колесно-лыжных опор и глиссирующих поверхностей: редана под пилотско-пассажирской кабиной и гидрокрыла сзади за центропланом.
Такое универсальное ВПУ позволяет обеспечить безаэродромную эксплуатацию с воды, болотистых и заснеженных поверхностей, любого грунта.
Расположенные на задней части центроплана маршевые винтомоторные установки обеспечивают полную обдувку поверхностей хвостового оперения, повышая надежность и безопасность на различных режимах полета и в случае отказа одного из двигателей.
Особенностью конструкции самолета является следующее:
- наличие подъемной винтомоторной установки наряду с обычными маршевыми силовыми установками, что обеспечивает в конечном итоге укороченный взлет и посадку;
- дискообразный центроплан служит не только для размещения грузов, силовых установок и др., но и создает аэродинамическую подъемную силу в полете;
- планер почти полностью выполнен из композиционных материалов с применением трехслойных оболочек с пенопластовым и сотовым заполнителями, что в 1,5…2,0 раза снижает массу конструкции по сравнению с металлическими конструкциями;
- наличие отдельной грузовой кабины наряду с пилотско-пассажирской исключает затраты на переоборудование пилотско-пассажирской кабины под грузовую;
- наличие универсального ВПУ позволяет исключить его переоборудование в зависимости от времени года;
- консольные части крыла имеют возможность складываться, что позволяет обеспечить транспортировку аппарата наземным или воздушным транспортом.
Транспортная эффективность
Оценка транспортной эффективности самолета БЭЛЛА-1 проведена в сравнении с ЛА: грунтовым самолетом, самолетом-амфибией и вертолетом.
Известно, что величина затрат на т*км Сзатр. складывается из величины стоимости топлива Стопл., затрат на воздушное и наземное обслуживание с учетом амортизации ЛА, аэропортовых сооружений и ВПП. Из статистических данных стоимости топлива для обычного (грунтового) самолета составляет примерно 40 % от всех затрат. Принимая затраты на топливо за единицу и проведя анализ величин составляющих остальных затрат, были определены в первом приближении затраты по отношению к стоимости топлива: для самолета БЭЛЛА – 25 %, для вертолета – 50 %, для самолета-амфибии – 100 %, для грунтового самолета – 150 %.