11 июля 2010 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
На фото: Игорь Александрович Колесников, пилот вертолета МИ-8 авиаэскадрильи "Владивосток Авиа". Фото пресс-службы авиакомпании "Владивосток Авиа"
В авиации, как в любом серьезном деле, есть свои заоблачные вершины и далекие горизонты, к которым ведут самые обычные «ступени». Летная куртка, «портфель с картами», командир вертолета, командир звена, командир эскадрильи или полка, замкомандующего или командующий. Но из всех званий, регалий и должностей нет ничего желаннее и ценнее, на мой взгляд, чем звание командира вертолета.
Лишь одна ступень, за которую «можно душу отдать», командир экипажа – самая главная в авиации. В экипаже только один царь и бог, и воинский начальник – это командир вертолета. Не тот, кто за ручку «держится», а кто несет ответственность. Как показывает летная практика, к сожалению, не все это понимают, в том числе и самые, самые высокие начальники.
Не каждый из нас способен поднять этот груз ответственности полета вертолета. Командирами не рождаются, и не все ими становятся. Можно за несколько десятков часов научиться пилотировать вертолет, а к пониманию ответственности порой приходится идти всю жизнь. Но это не значит, что боги летают на вертолетах. На вертолетах летают обычные – необычные люди. Кто же они?
Международная вертолетная ассоциация (HAI) провела среди своих членов опрос на тему: Пилот вертолета. Приведу лишь несколько заинтересовавших меня вопросов и ответов:
Вопрос: Сложно ли найти квалифицированного пилота?
Ответ: очень трудно – 50%, трудно – 41%, не трудно – 9%.
Вопрос: Сколько пилотов не хватает?
Ответ: 1 – 28%, 2-3 – 44%, 4-10 – 21%, и более 10 – 7%.
Вопрос: Насколько остро стоит проблема найти пилота по времени?
Ответ: критическая – 12%, можно подождать – 49%, не проблема – 32%, другое – 7%.
Вопрос: С каким налетом нужен пилот?
Ответ: 500-1000 часов – 25%, 1000-1500 часов – 18%, 1500-2000 часов – 27%, более 2000 часов – 30%.
Вопрос: Какие навыки предпочитаете?
Ответ: навыки пилотирования – 71%, рассудительность – 62%, коммуникабельность – 55%, личностные – 46%, навыки работы с компьютером – 7%.
Вопрос: Начальная плата?
Ответ: до 30000 – 12%, 30000-35000 – 9%, 35000-40000 – 6%, 40000-45000 – 12%, 45000-50000 – 8%, 50000-75000 – 36%, 75000-10000 – 13%, более 100000 – 4%.
Собирательный портрет: Очень трудно найти 2-3 пилотов с налетом более 2000 часов, рассудительных, коммуникабельных с навыками пилотирования, которым готовы платить начальную заработную плату 50000-75000 долларов.
А у нас? Я провел свой опрос. Звонил друзьям и задавал один вопрос: Назовите одно единственное качество, самое главное для вертолетчика. Собрал вместе и вот, что получилось:
- невозмутимость;
- осознавать и бояться;
- непоколебимая вера в свою вертушку (она может все, что он захочет сделать);
- здравый смысл;
- честность (перед собой, семьей, с другими, нельзя быть не честным с законами природы).
- плюс мой ответ – надежность.
Из детских воспоминаний, когда мы семьей путешествовали на «Москвиче 407» из Латвии в Кировскую область или на Черное море, отец ехал по 1000 км в сутки (по тем временам достаточно высокий результат), я безмятежно спал на заднем сиденье, потому что безгранично доверял. Он был сверхнадежным водителем. С тех пор уснуть могу исключительно у тех, кто надежен. Так и на вертолете, глаза сами собой закрываются только с надежными летчиками.
Продолжение следует...