В 1972 г. завод "Звезда" приступил к исследованиям системы аварийного покидания боевых вертолетов. Оказалось, что спасение членов экипажа вертолета катапультированием связано с решением ряда сложных технических задач. В частности, катапультирование из вертолета вверх возможно только после отделения лопастей несущего винта вертолета. Катапультирование вниз может оказаться неприемлемым, поскольку при этом не обеспечивается спасение экипажа вертолета, находящегося на малой высоте полета в момент возникновения аварийной ситуации. Согласно статистике, 80-95% летных происшествий случается именно на малых высотах.
Но и в случае реализации отстрела лопастей использование катапультного кресла традиционной схемы является трудно осуществимым. Это объясняется тем, что наличие за кабиной выступающих элементов конструкции вертолета в виде оси несущего винта с комлями остатков отстрелянных лопастей не позволяет использовать аэродинамическую систему стабилизации, без которой кресло приобретает хаотическое вращение и тяга ракетного двигателя используется малоэффективно.
Поэтому была выбрана схема спасения с помощью ракетно-парашютной системы К-37 (ведущий конструктор В.В.Добрынин), реализующая катапультирование летчика из вертолета в аварийной ситуации с помощью буксировочного ракетного двигателя.
Такая система, по сравнению с традиционными схемами катапультных кресел, имеет ряд преимуществ, которые обусловлены тем, что применение тянущего двигателя автоматически обеспечивает стабилизацию системы на активном участке, обеспечивает покидание вертолета через люк с маленькими размерами. Заложенный принцип агрегатирования позволяет ее применять на различных типах летательных аппаратов.
Эта система была разработана для вертолета Ка-50.
Государственные испытания этой системы были завершены в 1991 г. На этапе заводских и Государственных испытаний были выполнены катапультирования парашютистов-испытателей от промышленности С.Б.Переславцева и от ВВС М.М.Банникова.
Система К-37 была рекомендована для снабжения ВВС.
Одновременно с работами по системе К-37 для обеспечения спасения экипажей вертолетов, предназначенных для работ над водными пространствами, была разработана система индивидуальных средств спасения - "Рапана", ведущий конструктор Добрынин В.В.
"Рапана" обеспечивает аварийное покидание пилотом вертолета в воздухе на высотах до 4 км и из-под воды с глубины до 30-40м. Эта система в 1987 году прошла государственные испытания и была передана в серийное производство. На этапе государственных испытаний она была испытана парашютистом - испытателем ВВС В.Н.Мироновым.
Источник тут