Генерал армии Владимир Болдырев во вторник провел пресс-конференцию в штабе руководства учениями «Ладога-2009» и сделал ряд важных заявлений, касающихся дальнейшего хода реформы российской армии. В частности, он сообщил, что в военное время силовые структуры будут действовать в интересах военного командования, каждый военный округ РФ оснастят комплексами «Искандер», а Армейская авиация будет передана Сухопутным войскам. Армейская авиация будет передана из ВВС в состав Сухопутных войск (СВ), заявил во вторник командующий СВ, генерал армии Владимир Болдырев, слова которого приводит ИТАР-ТАСС.
Напомним, ранее о возможности передачи Армейской авиации (АА) в состав СВ говорил главнокомандующий Военно-воздушными силами, генерал-полковник Александр Зеленин, однако обрисовывал эту перспективу как отдаленную.
Для ясности: авиация Сухопутных войск, или Армейская авиация, предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их авиационной поддержки, ведения тактической воздушной разведки, высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, а также радиоэлектронной борьбы, постановки минных заграждений и выполнения других задач.
То есть фактически самолеты и вертолеты АА действуют непосредственно над полем боя, выполняя роль «летающих танков», «летающих БМП» и «воздушных джипов». К армейской авиации относятся также беспилотные летательные аппараты тактического и оперативно-тактического звена.
Во многих странах мира АА входит в состав сухопутных войск и имеет свойственную им структуру, то есть подразделяется не на звенья и эскадрильи, а на отделения, роты и батальоны − так, например, заведено в США, Германии и Нидерландах. Соответственно, решения на применение авиации принимает «сухопутный» воинский начальник, которому подчинены в данный момент силы АА. Но такие специфические задачи, как ПВО, завоевание господства в воздухе, удары на оперативную и оперативно-тактическую глубину (а также многие другие) лежат в компетенции Военно-воздушных сил, которые располагают для этого соответствующими средствами.
После Второй мировой войны главную роль в АА играли вертолеты как аппараты, наилучшим образом способные взаимодействовать с сухопутными подразделениями. Вертолетная авиация сначала именовалась вспомогательной: в задачи ее входила перевозка грузов, корректировка огня, разведка, связь. Затем в ходе технической эволюции вертолеты превратились в грозное оружие.
А в начале 1970-х годов XX столетия, с принятием на вооружение Ми-24, основной ролью которых была поддержка сухопутных войск на поле боя, вспомогательная авиация стала армейской, каковой оставалась до 2003 года, когда этот род войск был передан ВВС.
Откровенно говоря, такое решение было принято не от хорошей жизни : парк вертолетов АА стремительно старел, новых закупок не производилось, более того, «сухопутные» начальники предпочитали тратить выделяемые средства в первую очередь на замену устаревших БИП и БТР, финансируя авиаторов по остаточному принципу − денег не хватало даже на текущий ремонт техники.
По словам генерал-майора Виктора Иванова, который тогда исполнял обязанности начальника управления Армейской авиацией ВВС РФ, «основным больным вопросом Армейской авиации остается исправность авиатехники». Она, по его оценке, в целом составляет 42−45%, а в Северо-Кавказском военном округе − 60−65%.
Между тем положение с техникой в последние годы стало постепенно выправляться ( хотя и остается сложным ). Российский авиапром два года подряд бьет рекорды производства винтокрылых машин, планы закупки техники корректируются в сторону увеличения. В прошлом году российские заводы построили 169 вертолетов, что на 3% превысило заданные по плану показатели. Рост был заметен и в первом полугодии текущего года. В частности, в серию переданы новые вертолеты огневой поддержки Ми-28 и Ка-52, устаревшие машины Ми-8 постепенно заменяются на новые Ми-8В-5, а «летающие танки» Ми-24 проходят модернизацию и капитальный ремонт.
продолжение следует...