Приятного общения на АВИА-форуме !

           теперь мы еще и на авиа-форум.рф

Главная РегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · Новостная лента RSS ]

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Орлов  
Авиа-Форум Avia-Forum.Com » Российские серийные самолеты и винтокрылы » Сверхлегкие ЛА и БПЛА » Поиск БПЛА для Российской армии (Нужны ли Вооруженным силам РФ зарубежные аппараты?)
Поиск БПЛА для Российской армии
AdminДата: Понедельник, 01.12.2008, 15:49 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Непродолжительная война в Закавказье приносит все новые плоды. Самый свежий пример – громогласное заявление о намерении Минобороны России изучить возможность закупки тактических беспилотных летательных аппаратов у Израиля. Причина – полная деградация данного вида авиатехники в нашем Отечестве и понимание того, что в ближайшем будущем своими силами мы такое «чудо-оружие» не создадим.


Российский БПЛА "Рейс".

ВЕСТЬ С ОХОТНОГО РЯДА

13 ноября российские информагентства, со ссылкой на члена комитета Госдумы РФ по обороне, полковника запаса Михаила Мусатова, оповестили общественность о том, что наши генералы не прочь повысить боевой потенциал Российской армии путем приобретения в ближайшие два-три года израильских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом законодателям на расширенном заседании комитета, посвященном новой стратегии строительства Вооруженных сил России на период до 2020 года, заявил начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. Правда, информация о конкретных моделях или фирмах-производителях обнародована не была.

Однако чуть позже другой парламентарий, заместитель председателя того же комитета Госдумы, Михаил Бабич опроверг данное сообщение, заявив, что покупать БПЛА в Израиле Москва не будет, поскольку «выбор сделан в пользу отечественного производителя». Депутат также подчеркнул, что данную позицию разделил на упомянутом заседании и генерал армии Николай Макаров. Как отметил Михаил Бабич в интервью Интерфаксу, «участники заседания пришли к общему мнению, что у России есть только один путь – развитие собственной промышленности и собственной науки… и других вариантов быть не должно».

Впрочем, оставим в стороне подробности известной сегодня в России игры «шаг вперед – два назад» или ее разновидности «заявление–отрицание», когда некий представитель власти – хоть исполнительной, хоть законодательной – что-то произносит, а затем либо он же, либо его коллега отрицает сказанное – полностью или частично. Более продуктивно обсудить другой вопрос: действительно ли нам уже пора идти на поклон к Западу за беспилотниками?

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Понедельник, 01.12.2008, 15:49 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
ПРЕБЫВАЕМ В «КАМЕННОМ ВЕКЕ»

Как это ни тяжело признать, но сегодня наша страна – огромная ядерная и космическая держава, в последнее время претендующая уже и на статус ведущего экономического игрока на международной арене в области проектирования и производства беспилотных летательных аппаратов и их целевой аппаратуры – находится в буквальном смысле в каменном веке. Там же находятся и наши военные, уже практически утратившие имевшийся ранее богатый опыт использования БПЛА и, как показывает анализ многих заявлений высшего военного командования, плохо понимающих смысл применения данного типа авиационной техники в боевых операциях.

А ведь каких-то 25–30 лет назад наша страна реально претендовала на роль мирового лидера в создании беспилотных авиационных систем военного назначения. Например, в период с 1972 по 1989 год для собственных Вооруженных сил и на экспорт в рамках военно-технического сотрудничества могучий советский военно-промышленный комплекс одних лишь реактивных разведывательных БПЛА типа Ту-143 «Рейс»

выпустил почти тысячу штук. В остальных же странах, даже в таких передовых, как США, работы в области беспилотной авиации в то время находились практически в зачаточном состоянии.

К началу XXI века ситуация развернулась на 180 градусов: американские вооруженные силы используют беспилотники (дроны) на всех уровнях – от стратегического и фактически до индивидуального. Ряд других государств также не остались в стороне от роботизации воздушного пространства, а вот российские военные имеют в своем распоряжении технически и морально устаревшие комплексы «Стриж» и «Рейс», более новые, но не намного, более эффективные комплексы «Рейс-Д»

, «Строй» и «Строй-П» с БПЛА «Пчела»

, а также комплекс артиллерийской разведки и корректировки огня «Типчак».

Лишь последний, обладающий дальностью действия до 40 км, более или менее соответствует требованиям современного боя, но и то лишь потому только, что призван решать очень узкий круг задач по обеспечению боевого применения артиллерийских подразделений. Не создаст погоды и прошедший в 2007 году испытания модернизированный «Строй-ПД» с БПЛА «Пчела-1К», приобретший усилиями специалистов московского НИИ «Кулон» возможность работы в круглосуточном режиме и получивший новую цифровую радиолинию управления аппаратом повышенной дальности действия и улучшенной помехозащищенности.

Более того, в Соединенных Штатах и странах Европы близится к завершению работа по интеграции беспилотных авиационных комплексов (БАК) в гражданское воздушное пространство. У нас же эта тема превратилась в предмет неких спекуляций и арену для битвы амбиций вовлеченных ведомств и конкретных чиновников.

«Весь мир вбрасывает в беспилотную тему миллиарды долларов, а в России в эту область направляется в лучшем случае миллионы рублей, – отмечает Георгий Анцев, руководитель ОАО «Радар ммс» – одного из ведущих разработчиков российского высокоточного оружия. – Государство, похоже, самоустранилось от этой темы, и беспилотная авиация развивается пока что только усилиями энтузиастов».

Интересно, что, по мнению руководителя ЦНИИ АРКС Владимира Ростопчина, сегодня российская оборонка оказалась в парадоксальной ситуации: «может создавать высокоэффективные средства поражения, но они «слепы» без средств разведки и наблюдения». Но в этом случае нужного эффекта от использования таких «слепцов» не добьешься. Результатом подобного положения дел и бездумного отрицания или, минимум, невнимания к теме беспилотных авиационных комплексов военного назначения со стороны высшего командного состава стала практически полная утрата соответствующего научно-технического потенциала и в самом Минобороны, и в отечественном оборонно-промышленном комплексе. Причем, утверждает Владимир Ростопчин, «невостребованность в специалистах, занимавшихся разработкой и созданием беспилотных авиационных систем, привела к их постепенному исчезновению».

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Понедельник, 01.12.2008, 15:49 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?

Информация о возможности закупки российским военным ведомством израильских беспилотников вызвала на Земле обетованной весьма живой интерес. 15 ноября эта тема стала одной из главных на радиостанции Минобороны еврейского государства «Галей ЦАХАЛ», а через два дня в одной из ведущих местных газет – «Гаарец» – вышла статья под заголовком «Ожидается, что Россия приобретет израильские БПЛА», в которой достаточно подробно излагается небогатая история военно-технического сотрудничества двух стран. Впрочем, по большей части в интересах третьих государств – модернизация советских вооружений, военной и специальной техники (вертолеты, самолеты и пр.), а также исполнение новых контрактов (например, поставка самолетов ДРЛОиУ А-50ЭИ индийским ВС).

Опрошенные «Гаарец» израильские эксперты оценивают сумму вероятного контракта в 10–20 млн. долл. В его рамках Москве будут поставлены не только сами БПЛА, но и системы управления и соответствующая инфраструктура. Автор газетной публикации утверждает, со ссылкой на анонимные источники в израильских государственных и бизнес-структурах, что предварительные переговоры между заинтересованными сторонами уже ведутся. В частности, российские военные заинтересованы в приобретении БПЛА типа Hermes

(разработчик и производитель – компания Elbit), боевые возможности которых весьма впечатлили наших генералов в ходе войны в Закавказье. Высокий интерес был выражен и в отношении беспилотников типа Heron (компания IAI).

Вместе с тем в статье особо подчеркивается, что продажа иностранному покупателю БАК, являющихся «чувствительной технологией», до сих пор находится под жестким контролем Минобороны Израиля. Компании-экспортеру требуется получить от последнего специальное разрешение. А израильские военные, как известно, весьма сильно зависят от своих коллег в погонах, сидящих в Вашингтоне. Но администрация уходящего президента США Джорджа Буша уже неоднократно запрещала Израилю осуществлять поставки России различных образцов вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ), и потому, делает вывод газета, вполне возможно, что и на этот раз ничего путного не получится. И хотя избранный президент Барак Обама уже успел заявить, что намерен пересмотреть политику Белого дома в отношении Москвы, но насколько это возможно воплотить на практике – не ясно. Ведь политику Вашингтона делает не один лишь глава американского государства, а достаточно большая группа политиков, промышленников, финансистов и генералов.

Кроме того, если исходить из объявленной суммы в 10–20 млн. долл., то контракт может подразумевать поставку, например, двух или трех БПЛА типа Heron. Такой вывод можно сделать на основе интерполяции, используя данные по уже реализованным контрактам. Например, в мае 2005 года командование ВВС Израиля объявило о решении приобрести эскадрилью в составе восьми беспилотников этого типа, включая всю необходимую наземную инфраструктуру и соответствующие системы управления и связи. За все про все, утверждали тогда эксперты, надо было заплатить 60–80 млн. долл.

Что может сделать в условиях огромных пространств России группа из двух-трех БПЛА – непонятно. Да и эскадрилья из восьми–десяти дронов позволит российским военным лишь «ознакомиться» с этой техникой и ее возможностями. Реально боевой потенциал ВС России столь малое количество беспилотников не повысит, их необходимо иметь намного больше.

Скажем, в ВВС США только разведывательных беспилотных летательных аппаратов типа Predator

и его вооруженной версии Reaper

, по взлетной массе соответствующих израильскому БПЛА Heron, насчитывается не менее 110 единиц. А еще есть беспилотники стратегического назначения Global Hawk

, а также многочисленные тактические дроны.

Вооружены беспилотными системами и сухопутные войска Соединенных Штатов, и Корпус морской пехоты, и военно-морские силы. Совокупная численность «бесчеловечных» солдат приближается уже к двум тысячам. Вдумайтесь, только малых – так сказать персональных (уровня отделение–взвод) – беспилотников в ВС США сегодня почти 1000 штук! Цена такой малютки – около 60 тыс. долл., то есть весь парк выливается в не менее чем 60 млн. «зеленых». И это без учета систем управления, затрат на обучение и техническое обслуживание систем.

Таким образом, российским Вооруженным силам, исходя из стоящих перед ними задач и имеющейся военно-географической характеристики государства, необходимо приобрести по минимуму порядка 100 комплексов типа Predator или Heron, не говоря уже о том, что настоятельно рекомендуется иметь БПЛА в звене взвод–рота.

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Понедельник, 01.12.2008, 15:50 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
СИЛЕНОК НЕ ХВАТАЕТ

И вот здесь мы как раз и подходим к тому, что российский оборонно-промышленный комплекс сегодня и в ближнесрочной перспективе, к сожалению, не способен своими силами решить задачу по разработке и запуску в крупносерийное производство беспилотных авиационных комплексов со взлетной массой порядка 500–1000 кг. Те же системы, которые к настоящему времени российскими компаниями созданы (такие как «Дань», «Данэм» и «Дань-Барук» компании «Сокол», «Колибри» компании М.А.К., туполевский Ту-243 «Рейс-Д» или построенный на базе зарубежного планера «Иркут-850»), в большинстве случаев по летно-техническим характеристикам существенно уступают своим зарубежным аналогам.

Тратить бюджетные средства на доведение их «до ума» – уже бессмысленно. Более предпочтительно – выдать новое задание и найти средства на проектирование новых комплексов, которые будут способны с высокой эффективностью решать задачи и через 10–20 лет.

Малоперспективны и другие проекты БПЛА массой более 500 кг, которыми в настоящее время занимаются отечественные фирмы. Так, израильский дрон Hermes 450 при взлетной массе 450 кг несет полезную нагрузку в 150 кг, а российский БПЛА «Аист» (гражданский вариант военного беспилотника компании «Кулон») при взлетной массе 500–550 кг может нести целевую аппаратуру только до 100 кг. Причем это еще один из лучших российских проектов. Тот же Ту-243 «Рейс-Д» при взлетной массе 1600 кг несет всего 130 кг полезной нагрузки. Для сравнения – американский Predator при взлетной массе немногим более 1000 кг несет 340 кг полезной нагрузки.

Некоторое время назад казалось, что россияне наконец-то «рванули» вперед в области разработки беспилотных авиационных комплексов тяжелого класса. В прессе и в рекламных материалах компаний замелькали названия «Прорыв» и «Скат» – беспилотных аппаратов со взлетными массами по 10 тонн и полезной нагрузкой 1000–3000 кг и 2000 кг соответственно. Проектирование первого ОКБ имени А.С.Яковлева начало на базе агрегатов и систем учебно-боевого самолета Як-130 (в первую очередь двигатель, система дистанционного управления, специальное бортовое оборудование и пр.). Причем планировалось создать целое семейство беспилотников: разведывательный БПЛА «Прорыв-Р», БПЛА радиолокационного дозора «Прорыв-РЛД» и ударный БПЛА «Прорыв-У». Упростить работы по проекту и удешевить выпуск беспилотников намечалось за счет высокой – порядка 40% – унификации БПЛА «Прорыв» с УБС Як-130. В конструкции БПЛА активно применялась технология «стелс» с целью снижения его заметности в различных диапазонах.

В свою очередь, БАК «Скат», проектируемый РСК «МиГ», изначально предназначается для решения задач по уничтожению в условиях сильного противодействия средств РЭБ и ПВО противника заранее разведанных стационарных наземных объектов, в первую очередь – средств противовоздушной обороны, а также поражения мобильных наземных и надводных целей. Применять «Скат», по задумке разработчиков, можно будет как в автономном режиме, так и в тесном взаимодействии с пилотируемыми авиационными комплексами, что позволит существенно снизить потери среди личного состава при прорыве к сильно защищенным средствами ПВО объектам противника.

Проектирование этого БПЛА ведется с 2005 года и на прошлогоднем МАКСе был даже продемонстрирован полноразмерный макет «Ската» с разложенными рядом образцами боевой нагрузки – корректируемыми авиабомбами и ракетами классов «воздух-поверхность», «воздух-воздух». Впрочем, презентация получилась какая-то «полутайная», а после выставки информация по аппарату вообще быстро сошла на нет (так же как и по программе «Прорыв», которую многие уже просто забыли).

Можно предположить, что работы по «Скату» вошли в активную фазу, но скорее всего проект решили засекретить просто так – на всякий случай (да у самой РСК «МиГ» сегодня дела идут не очень блестяще – не до беспилотников стало пока), а Минобороны России – исходя из заявлений ряда высокопоставленных его представителей – до сей поры не видело места для таких авиационных комплексов в боевых порядках нынешних ВВС. Может, хоть война в Южной Осетии что-то изменила…

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Понедельник, 01.12.2008, 15:51 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Таким образом, единственное, на что мы способны сегодня, – снабжение российских силовых ведомств БПЛА малой размерности и, как ни странно, беспилотниками вертолетного типа. К последним, кстати, весьма активно присматривается командование отечественного Военно-морского флота: использование таких БПЛА может существенно повысить эффективность боевого применения корабельного ракетного и торпедного оружия, снизить нагрузку на традиционные вертолеты корабельного базирования, имеющиеся в распоряжении российского ВМФ сегодня (Ка-27 различных модификаций). Да и разместить такие беспилотные вертолеты на корабле можно в значительно большем количестве, чем один или два Ка-27.

«На сегодня в России налицо сложная проблема – у высокоточного оружия, прежде всего морского базирования, слабо развиты системы целеуказания, которые позволяли бы эффективно решать вопросы доразведки и выдачи данных ЦУ на комплексы оружия», – подчеркивает генеральный директор ОАО «Радар ммс» Георгий Анцев.

Причем российские разработчики предлагают БПЛА вертолетного типа как малой размерности (например, БПЛА санкт-петербургской фирмы «Радар ммс» имеют взлетную массу до 50 кг, массу полезной нагрузки до 15 кг, дальность полета до 15 км и продолжительность полета до 2 часов), так и большой размерности – например, БПЛА ДПВ-450-Б компании «Радар ммс» имеет взлетную массу 450 кг и дальность полета до 150 км, «милевский» беспилотник Ми-34БП при взлетной массе 1450 кг несет полезную нагрузку 300 кг и имеет радиус полета 520 км, а «камовский» беспилотник на базе Ка-226 имеет взлетную массу 3400 кг, несет полезную нагрузку 400 кг, обладает радиусом действия до 300 км и может продержаться в воздухе до 4,5 часа. Однако пока только питерские беспилотники имеются в «живом» виде и прошли предварительные испытания, более тяжелые БПЛА – в стадии предварительного проектирования.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Фактически сегодня наиболее реальным и самое главное – быстрым, вариантом для России в деле создания БПЛА тактического и оперативно-тактического уровней будет организация совместного производства таких комплексов с ведущими зарубежными компаниями. Особенно если принимать во внимание, что мы практически не имеем современного производства композитных материалов, являющихся основой всех современных беспилотников, и не можем пока создавать эффективную целевую оптико-электронную и радиосвязную бортовую аппаратуру для БПЛА малой и средней размерности.

Но вот вопрос – пойдут ли на такое сотрудничество с нами зарубежные разработчики? А если и пойдут – не «подкинут» ли они нам технологии вчерашнего дня?

Актуален и вопрос о сохранении зарубежными разработчиками в том или ином виде контроля над действиями таких систем – с возможностью снижения их эффективности или полного «отключения» в угрожаемый период или с началом боевых действий. Например, Александр Захаров – гендиректор компании «Беспилотные системы» (разработчик ряда удачных образцов БПЛА малой размерности, часть из которых уже принята на вооружение российских силовых ведомств) – отмечал, что в ходе испытаний некоторых своих БПЛА, оснащенных закупленной за рубежом аппаратурой западного производства, лично фиксировал факты преднамеренного «загрубления» их работы. И это – в условиях мирного времени, а что же будет в случае войны?

Казалось бы, есть весьма простое решение – установить на БПЛА такую же аппаратуру отечественного производства, но тот, кто видел приемник сигналов ГЛОНАСС (тоже, кстати, не полностью российский), поймет, что это нереально. Для такой «чудо-аппаратуры» подойдет лишь многотонный «Скат». Да и командование российских Вооруженных сил и руководство Минобороны, в отличие от МВД или ФСБ, пока что крайне негативно относятся к идее приобретения вооружения, военной и специальной техники зарубежного производства. Получается замкнутый круг.

Кроме того, закупка зарубежной беспилотной авиационной техники и сопутствующих наземных систем и – хотя и в несколько меньшей степени – реализация некой совместной программы поставят жирный крест на будущем российских разработчиков БПЛА. Ведь нельзя же рассчитывать, в самом деле, на то, что после нескольких лет эксплуатации одних систем Минобороны будет тратить такие же, если не большие, средства на полную их замену на аналогичные комплексы российской разработки и производства. На переправе коней, как мы помним, не меняют…

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Понедельник, 01.12.2008, 15:52 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
МОЖНО БЫ, ДА НЕЛЬЗЯ

Помощь в развитии российской беспилотной авиации могли бы оказать коммерческие или государственные гражданские структуры, которые в ряде случаев крайне заинтересованы в БПЛА для осуществления постоянного мониторинга удаленных или опасных для человека объектов: ни режимы применения такой техники, ни методы ее использования, ни способы обработки информации в военном ведомстве или в том же «Газпроме» ничем существенно не отличаются. Ведь, скажем, поиск терпящих бедствие людей в интересах МЧС схож с поиском воинских подразделений противника в интересах Минобороны. Но и здесь – сплошные «но» и «нельзя».

Ведь если использование БАК в интересах силовых ведомств в России практически не вызывает проблем (по крайней мере Минобороны РФ закреплено в качестве одного из двух госорганов, ответственных за выдачу разрешения на полеты БПЛА), то эксплуатация беспилотников в неограниченном воздушном пространстве невозможна по причине пробелов в отечественном законодательстве. В настоящее время в нашей стране вообще отсутствует нормативно-правовая база по вопросам обеспечения летной годности БПЛА, их сертификации, соблюдения норм безопасности, подготовки соответствующих специалистов, лицензирования самой техники и различных видов ее применения, а также страхования. И что еще важнее – у нас нет правил и нормативов по обеспечению безопасности эксплуатации БПЛА в неограниченном воздушном пространстве. Нет также понимания того, как интегрировать БАК в единую систему управления воздушным движением страны без причинения ущерба каким-либо его участникам.

Но законы наши наносят вред и военным. Так, директор инженерного центра «ОКБ им. А.И.Микояна» Владимир Барковский отмечает, что именно особенности российского законодательства заставили специалистов РСК «МиГ» в первую очередь проектировать перспективный боевой БПЛА «Скат» в пилотируемом варианте. Хотя вполне ясно, что с летчиком в войнах будущего он не понадобится. Выходит, что расходы на пилотируемый «Скат» просто улетают «в молоко». Впрочем, как и средства по многим другим нашим военным программам.

Источник: НВО от 28.11.08.

cool


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Среда, 28.01.2009, 13:27 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
В Москве открылась международная выставка-форум «Беспилотные многоцелевые комплексы – 2009». Мероприятие предварило важное заявление: представители российской оборонки впервые официально сообщили, что на закупку БПЛА за рубежом выделена сумма в 100 млн долларов. Это заявление можно считать признанием того, что отставание России от других стран в области беспилотников стало критическим. Газета ВЗГЛЯД выяснила, почему проблема стоит столь остро, а решить ее так сложно.

Организатором выставки-форума, которая 27 января стартовала в ЦВК «Экспоцентр», является Минпромторг России. Заявленная цель проведения – презентация проектов, демонстрация достижений организаций российского ОПК и содействие продвижению их продукции на международный рынок.

Как сообщает пресс-служба форума «Беспилотные многоцелевые комплексы – 2009», в нем принимают участие 45 компаний: 43 российские и две зарубежные – из Нидерландов и Швеции. Продукцию военного назначения продемонстрируют шесть предприятий – они представят 15 экспонатов, в том числе пять натурных образцов.

Положение в области беспилотных разведывательных и ударных систем в нашей стране сложилось довольно острое: Россия отстает в этой области от большинства передовых стран, и с каждым годом разрыв только увеличивается.

Причин тому несколько. С одной стороны, сказывается общее отставание России в области производства современных электронных компонентов, с другой – мешает консерватизм военных, категорически противящихся применению в предназначенных для них изделиях комплектующих импортного производства.

Не последнюю роль играет и неопределенность места беспилотных разведчиков в организационной штатной структуре Вооруженных сил. До сих пор военные не могут решить: кому будут подчиняться подразделения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – командованию армейской авиации или наземных войск? Какое звено станет ими управлять – командование дивизии/бригады или полка? Должны ли они действовать в составе отдельных подразделений или входить в состав общевойсковых частей? Без однозначных ответов на эти вопросы эффективное использование комплексов беспилотной разведки, равно как и подготовка квалифицированных кадров для них, не представляется возможными.

В результате комплексы беспилотной разведки, в весьма ограниченных количествах поступающие на вооружение российской армии, практически по всем параметрам уступают аналогичным зарубежным образцам. Вероятно, поэтому закупки беспилотных комплексов ведутся малыми партиями.

Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежко сообщил РИА «Новости», что до 2011 года Минобороны получит три беспилотных разведывательных комплекса «Типчак». Кроме того, в 2009 году на вооружение поступит один комплекс «Строй-ПД» (из госзаказа прошлых лет).

Но этого, очевидно, недостаточно. В ситуации, когда новейший из состоящих на вооружении комплексов разработан 20 лет назад и имеет соответствующие характеристики, закупки за рубежом кажутся естественным выходом.

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Среда, 28.01.2009, 13:27 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Напомним, первый экземпляр комплекса воздушной разведки с дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом был принят на вооружение российской армией в конце 2008 года. Он был разработан ОАО «Конструкторское бюро «Луч». Несмотря на то что работа над комплексом началась еще в 1980-е годы, первый этап государственных испытаний он прошел лишь в 2006–2007 годах, рассказал Аркадий Сыроежко.

Ранее в СМИ неоднократно появлялись сообщения о том, что по вопросам закупок образцов беспилотников Россия ведет переговоры с израильскими компаниями, продукция которых нашла признание во многих странах мира. Несмотря на то что израильтяне хранили молчание (их обычная позиция, когда речь идет о подобного рода сделках), а представители Министерства обороны (МО) РФ в разное время то решительно опровергали «слухи», то «не исключали возможности», источники газеты ВЗГЛЯД в ОПК в один голос утверждали – двухсторонние консультации ведутся, причем активно.

Во вторник эта информация получила официальное подтверждение, хотя окончательное решение еще не принято. «Сегодня решается вопрос о возможной закупке в Израиле партии беспилотников на сумму 100 млн долларов», – приводит РИА «Новости» слова анонимного источника в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству. Очевидно, что, прежде чем такое решение будет принято, израильтяне неизбежно должны проконсультироваться с США. Как известно, американцы резко реагируют в ситуациях, когда третьи страны без их одобрения продают оружие или технику двойного назначения, в которой используются американские лицензии и технологии. Если сделка состоится, то на указанную сумму российские военные смогут приобрести 6–8 комплексов беспилотной разведки типа Elbit Hermes-450, к которым военные, по сведениям источников газеты ВЗГЛЯД, проявляют наибольший интерес.

Однако наилучшим выходом для преодоления отставания России в области беспилотных систем представляется многосторонний подход к проблеме БПЛА. Существующих сегодня комплексов достаточно для разного рода экспериментов, направленных как на совершенствование самих аппаратов, так и на определение их наилучшего места в структуре вооруженных сил. Закупка лучших образцов беспилотников за рубежом позволит изучить современные тенденции в этой области, накопить опыт их эксплуатации. Следующим логическим шагом стало бы приобретение лицензий на отдельные узлы и агрегаты БПЛА, разработка которых в России нецелесообразна по экономическим причинам и с учетом длительного времени, необходимого на разработку отечественных аналогов.

Параллельно необходимо решить вопрос о производстве современных электронных компонентов в нашей стране (пока по лицензии), тем более что многие отечественные предприятия при соответствующих вложениях освоить такое производство вполне могут. Это необходимо сделать хотя бы потому, что сегодня отечественная электроника – один из главных факторов, тормозящих процесс развития российских высокотехнологичных вооружений.

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Среда, 28.01.2009, 13:28 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Одновременно следует продолжать работы над отечественными БПЛА. Российским предприятиям вполне по силам создать прекрасный планер под любой беспилотник, но проблема с материалами: современные композиты, из которых во всем мире изготавливаются БПЛА, из-за деградации сложных химических производств выпускаются в нетоварных количествах или не выпускаются вовсе.

Еще одно препятствие – отсутствие налаженного производства маломощных двигателей для беспилотников: поршневых и реактивных. Во времена СССР в них не видели необходимости, а после его распада в освоении не было смысла из-за отсутствия рынка сбыта. В последнее время тут намечаются некоторые положительные тенденции, однако касаются они в основном силовых установок для беспилотников среднего и тяжелого классов. Для легких аппаратов моторы закупаются в основном за рубежом, благо выпускают их, как правило, гражданские компании.

Только решительное изменение положения со снабжением комплектующими (путем допуска на военные аппараты деталей иностранного производства и/или производство по лицензии) плюс четкое понимание МО, для решения какого круга задач и на каком уровне ему требуются БПЛА (сформулированное в виде техзадания), позволят России создать действительно современный комплекс беспилотной разведки. Тем более что удачные образцы в нашей стране существуют и даже поставляются за рубеж (например, в Таджикистан, также, по некоторым сведениям, готовятся контракты с ближневосточными государствами), а также тем структурам, для которых наличие импортных компонентов не столь критично (МВД, МЧС, погранвойска, коммерческие структуры). То есть российский авиапром способен создать конкурентоспособный БПЛА любого уровня сложности, вопрос лишь в том, из чего создать.

Источник: ДГ "Взгляд" от 28.01.09.

wacko


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Четверг, 05.03.2009, 16:46 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Министерство обороны РФ выделило 1 млрд рублей на разработку и поставку в армию новых беспилотных летательных аппаратов, сообщил заместитель министра обороны по вооружению генерал армии Владимир Поповкин.

Однако, по словам Поповкина, новых разработок пока так и нет.

«На разработку беспилотников Минобороны выделило 1 млрд рублей, однако, к сожалению, нормального аппарата так и нет», - сказал Поповкин, передает РИА «Новости».

cool


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Понедельник, 13.04.2009, 13:17 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Министерство обороны России определилось с тем, какие беспилотные системы оно закупит для своих нужд у Израиля. Как сообщают СМИ, это будут три комплекса. Они относятся к БПЛА ближней и средней дальности. Производитель – компания Israel Aerospace Industries (IAI). Легкий переносной Bird-Eye 400 («Птичий глаз») имеет массу 5 кг и обладает радиусом действия 10 км. Тактический I-View MK150 («Наблюдатель») весит 160 кг и летает на 100 км. У среднетяжелого Searcher MK-426 («Искатель») масса 426 кг и дальностью действия 250 км.

Сумма сделки равна 50 млн. долл., но в дальнейшем она может быть увеличена, так как Российской армии нужны не десяток, а 50–100 БПЛА и не менее 10 комплексов управления ими. Предположение, которое высказывали некоторые аналитики, что Россия приобретет в Израиле аппараты Hermes 450, выпускаемые фирмой Elbit Systems и использовавшиеся грузинской армией в ходе агрессии против Южной Осетии, конечно же, не подтвердилось. По понятным причинам.

Но дело, конечно, не в том, какие беспилотники какой израильской фирмы и почему купили русские генералы, а какие не купили. В данном случае главное заключается в ином. БПЛА закуплены не у отечественного ОПК, а за границей. И это весьма тревожный сигнал для российской оборонки – военные не могут бесконечно ждать, пока наши высоколобые конструкторы снизойдут до армии и перестанут тянуть из нее деньги, поставляя в войска вместо современных систем обеспечения боя одни только обещания и голословные рекламные аргументы. Мол, «наше оружие и боевая техника самые лучшие в мире», а «иностранные системы по сигналу из космоса в самый ответственный момент боя могут неожиданно прекратить работать».

Никто не спорит с этими тезисами. Но только пора перестать говорить, пора серийно выпускать ту технику, которая необходима армии.

Начальник вооружений Вооруженных сил Владимир Поповкин, который еще в прошлом году во время авиасалона в Фарнборо сообщил «НВО» о готовности российских генералов закупать за рубежом ту технику, которую не выпускает или делает некачественно отечественная оборонка, заявил недавно, что «на разработку беспилотников Минобороны выделило 1 млрд. руб., однако нормального аппарата так и нет». Те аппараты, что стоят на вооружении войск, безнадежно устарели, хотя в 70-х годах прошлого века наша страна была пионером в их применении.

Нынешние «Пчела-1», «Стриж» и «Рейс» не могут удовлетворить современную армию. Тем более что они не способны стать частью комплекса высокоточного разведывательно-ударного оружия. Получается странный парадокс – у страны есть разрекламированный на самом высоком государственном уровне оперативно-тактический комплекс «Искандер-М», а системы разведки и наведения у него, того же БПЛА, способного летать на заявленные неполные 500 км, как не было, так и нет. Не посылать же для поиска и определения координат цели для него огромный А-50, подвергать риску быть сбитым и самолет, и его экипаж?! Как это было, кстати, во время операции по принуждению к миру грузинского агрессора с дальним разведчиком-бомбардировщиком Ту-22М3.

Но такая ситуация не только с беспилотниками. Мы вынуждены приобретать ночные прицелы – тепловизоры у французских фирм для отечественных танков и других боевых бронированных машин, для вертолетов – Ми-28Н и Ка-52, закупаем за рубежом другую вычислительную и оптико-электронную технику, комплектующие, никуда не денешься – придется идти на международный рынок с протянутой рукой. Тут что-то одно – или «национальная гордость великороссов», или отсутствие полноценной морской системы ядерного сдерживания вероятного противника.

Мы на всех уровнях любим рассуждать о патриотизме, о необходимости крепить обороноспособность Отечества и боеготовность родной армии. Пора доказывать свою ответственность перед страной, ее безопасностью и Вооруженными силами конкретными делами. И закупка израильских беспилотников тут серьезное предупреждение говорунам.

Источник: НВО от 13.04.09

wacko


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Понедельник, 20.04.2009, 13:38 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Беспилотная лихорадка, или Cюрприз от Mинобороны
Израильское вооружение идет в российскую армию
2009-04-17 / НВО. Владимир Щербаков

На прошлой неделе интрига с закупкой иностранных беспилотников для Российской армии наконец-то разрешилась. Заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин сообщил информагентствам, что с израильской компанией подписан контракт на поставку партии беспилотных летательных аппаратов.

Ни компанию, ни типы БПЛА он не назвал, но экспертное сообщество вскоре выяснило, что речь идет о Israel Aerospace Industries (IAI) и о выпускаемых ею трех типах «бесчеловечных солдат»: переносном Bird Eye 400, среднем I-View Mk150 и более тяжелом тактическом Searcher MkII. Однако после недолгой эйфории по поводу того, что российские военные скоро приблизятся по уровню технического оснащения к армиям развитых стран мира, возникает масса вопросов и даже некоторое недоумение в отношении выбора наших генералов.

ИЗРАИЛЬСКИЙ «ИСКАТЕЛЬ»

Searcher MkII (в переводе с английского – «Искатель») разработан компанией IAI в 1990-х годах. Этот БПЛА предназначен для ведения разведки на тактическую глубину, а также для выдачи целеуказаний на различные комплексы ударного оружия (например, может действовать как артиллерийский корректировщик).

Аппарат является усовершенствованной модификацией БПЛА Searcher (длиннее его на 0,7 м, на 1,33 м больше в размахе крыла и тяжелее на 60 кг), который, в свою очередь, выполнен на основе таких проектов беспилотников, как Pioneer и Scout, но превосходит их по массо-габаритным показателям. Searcher был показан широкому кругу специалистов в начале 1990-х годов, а состояния «начальной оперативной готовности» в ЦАХАЛ достиг в июле 1992 года (израильтяне имеют на вооружении, вероятно, 22 комплекса).

При этом годом ранее четыре таких аппарата и наземную станцию управления за 10 млн. долл. приобрел Таиланд. Затем покупателями Searcher стали ВС Сингапура (40 БПЛА), Индии (февраль 1996 года, 12 БПЛА на сумму 18 млн. долл.) и Испании (эти БПЛА были направлены вместе с испанским воинским контингентом в Афганистан). Правда, согласно данным Израильского института по экспорту и международному сотрудничеству (IEICI), Мадрид получил несколько модифицированный комплекс Searcher MkIII (на сайте компании IAI никакой информации по данной модели нет).

В феврале 1998 года на сингапурской Международной авиационной выставке компания IAI впервые продемонстрировала новый комплекс – Searcher MkII, а в 2000 году Минобороны Индии подписало с разработчиком контракт стоимостью 300 млн. долл. на поставку не менее чем 32 комплексов данного типа. Еще восемь таких БПЛА Дели закупил в 2003 году. Они активно используются для ведения разведки и наблюдения вдоль индо-пакистанской границы, особенно в таких районах, как Кашмир (один из аппаратов, по данным Минобороны Пакистана, был сбит в глубине пакистанской территории). Также БПЛА семейства Searcher применяются в ходе различных поисково-спасательных операций.

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Понедельник, 20.04.2009, 13:39 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Взлетная масса Searcher MkII, имеющего длину 5,85 м и размах крыла 8,55 м, составляет 436 кг (у БПЛА Searcher – 376,5 кг), из которых 120 кг (90,7 кг) приходится на полезную нагрузку. В таком снаряжении аппарат, утверждает компания-производитель, способен находиться в воздухе до 20 часов и действовать в радиусе 250–300 км при максимальной высоте полета 6100 м и наибольшей скорости 200 км/час. Уровень собственных шумов беспилотника достаточно мал, что обеспечивается в том числе и благодаря примененному на аппарате малошумному четырехцилиндровому двигателю и двухлопастному толкающему винту. При этом проектированием крыла аппарата занималась калифорнийская компания Scaled Composites.

В носовом отсеке выполненного из композитных материалов фюзеляжа располагаются центральный бортовой компьютер и радиоэлектронная аппаратура, а в грузовом отсеке в средней части фюзеляжа (полезная нагрузка массой 63,5 кг) размещено оборудование гиростабилизированной ТВ-камеры кругового обзора (угол склонения – минус 105 град., угол возвышения – плюс 5 град.), РЛС с синтезированной апертурой EL/M-2055, фотоаппаратура, лазерный целеуказатель для подсветки цели, средства РЭБ. За отсеком находится еще один – со средствами связи и аппаратурой обмена данными в пределах визуальной видимости и/или же за ее пределами.

БПЛА перевозятся в разобранном виде, запускаются с грузовика-ПУ при помощи пневматики или же взлетают самостоятельно с ВПП малой длины. Посадка – либо самостоятельно, либо при помощи сети-улавливателя. Боевой расчет комплекса – три-четыре человека: один управляет взлетом и посадкой аппарата (переносной пульт управления позволяет выполнять это на дальности до 40 км), второй оператор осуществляет управление беспилотником в полете (хотя большую часть маршрута БПЛА может действовать автономно), третий член расчета обслуживает разведывательную и иную аппаратуру, а четвертый – опционально – выполняет обязанности командира расчета.

Searcher MkII, в целом, является достаточно эффективным средством ведения воздушной разведки и способен составить конкуренцию беспилотникам аналогичной размерности, выпускаемым другими компаниями. Например, имея меньшую взлетную массу, чем у БПЛА Hunter, разработанного совместно израильской IAI и американской TRW, Searcher MkII имеет даже несколько большую полезную нагрузку и большую продолжительность полета, развивает сравнимую скорость и обладает почти такой же дальностью полета. Одним из преимуществ «Искателя» является то, что он выпускается уже достаточно длительное время (и при том большой серией) и прошел интенсивную эксплуатацию в различных климатических условиях в нескольких странах мира.

Закупка такого комплекса выглядит вполне объяснимо, особенно на фоне того, что работы российских компаний по БПЛА аналогичного класса на сегодня, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Проще говоря, разведывательного беспилотника, аналогичного по размерности и возможностям израильскому Searcher MkII, у нас нет. Все аналоги, предлагаемые отечественными фирмами, находятся только в стадии разработки – даже не опытной эксплуатации. Для доводки любого из них потребуются финансовые вливания и, самое главное, время.

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Понедельник, 20.04.2009, 13:40 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
При этом если БПЛА «Аист» имеет сравнимые радиус действия, высоту и скорость полета, а БПЛА «Дозор-3», уступая в скорости и высоте полета, при использовании спутникового канала связи в восемь раз превосходит израильский аппарат по радиусу действия (до 2000 км), а самое главное – могут быть быстро доведены до серийного образца, то «Колибри», «Данэм» и «Дань» требуют проведения длительных работ по доводке. Кроме того, «Колибри» существенно уступает Searcher MkII практически по всем параметрам, «Аист», имея на 100 кг большую взлетную массу, несет полезную нагрузку на 15% меньше, а радиус действия у «Данэм» и «Дань-Барук» на 40% короче.

Таким образом, закупка БПЛА Searcher MkII, хотя и уже относительно не нового, выглядит в определенной мере оправданной. Как говорится, на безрыбье и карась щукой будет. Хотя, с другой стороны, поставка аппаратов Searcher MkII может окончательно поставить крест на развитии данного класса беспилотников в нашей стране – не имея потенциального заказчика и лишившись минимальных бюджетных ассигнований, разработчики больше не будут вкладывать собственные средства в это направление. Так, по словам главного редактора профильного издания UAV.RU Дениса Федутинова, ставится под вопрос будущее наиболее продвинутых разработок – «Аист» и «Дозор-3», в состав полезной нагрузки которых может входить разнообразная аппаратура. Тот же «Дозор-3» способен нести ТВ-, ИК-камеры и РЛС с синтезированной апертурой переднего и бокового обзора, тепловизор и пр. Кстати, «Аист» планируется показать на статической стоянке авиасалона МАКС этого года.

СРЕДНИЙ СЕРЕДНЯЧОК

Второй аппарат, который закупает Минобороны РФ, тактический разведывательный I-View Mk150, принадлежит к классу средних беспилотников. Он предназначен для ведения разведки в интересах боевых подразделений и наблюдения на поле боя в условиях огневого противодействия противника (управление осуществляется на дальности прямой видимости). БПЛА также может эффективно использоваться как артиллерийский корректировщик. Фактически это аппарат звена рота-батальон, поскольку для взводов, отделений или групп спецназа он слишком велик, а для полка или бригады, наоборот, слишком «слабоват».

В отличие от предыдущего беспилотника данный образец длиной 3,1 м и размахом крыла 5,7 м имеет тянущий винт и неубирающиеся шасси. При максимальной взлетной массе 160 кг аппарат может брать на борт до 20 кг полезной нагрузки, с которой способен выполнять полет на высоте около 5200 м продолжительностью до семи часов. Радиус действия I-View Mk150 – около 100 км. В состав полезной нагрузки БПЛА в штатном варианте входят комбинированная всесуточная оптико-электронная и ИК-система наблюдения POP300, но по требованию заказчика устанавливается и иная аппаратура.

Комплекс базируется на двух-трех легких грузовых автомобилях и приводится в боевое положение с марша в течение 30 минут. Боевой расчет – от двух до четырех человек (один-два оператора и один-два технических специалиста). Бортовая аппаратура позволяет беспилотнику выполнять полет в полуавтономном и полностью автоматическом режиме, а оператор может управлять БПЛА, используя для ориентировки его бортовую ТВ-камеру.

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
AdminДата: Понедельник, 20.04.2009, 13:41 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2727
Репутация: 7
Статус: Offline
Российские аналоги данному продукту компании IAI существуют, но пока что не доведены до готовности, а значительная часть вообще представлена лишь на рекламных буклетов и в виде масштабных макетов. Например, разработка БПЛА Т04 (взлетная масса 150 кг, полезная нагрузка 20 кг, высота полета 3000 м, радиус действия 250 км при продолжительности полета пять часов) началась только в 2006 году, а беспилотники «Беркут» (радиус действия 1000 км, взлетная масса 180 кг, полезная нагрузка 40 кг, продолжительность полета восемь часов) и «Иркут-200» (радиус действия 200 км, взлетная масса 200 кг, полезная нагрузка 30 кг, продолжительность полета 12 часов) находятся только в стадии разработки. Хотя, например, специалисты, разработавшие два варианта БПЛА взлетной массой 120–130 кг, утверждают, что один из них уже проходит испытания в составе комплекса РЭБ.

Кстати, маркетинг комплекса I-View Mk150 идет не совсем удачно – из-за наличия более новых и эффективных аналогов у других разработчиков. Поэтому единственным пока получателем этого БПЛА является Минобороны Австралии: в декабре 2006 года Канберра подписала с IAI контракт стоимостью 145 млн. долл., по которому производитель обязался ввести беспилотники в эксплуатацию в 2009 году. Однако по ряду причин и вследствие «управленческих ошибок» эта дата отодвинута теперь на 2011 год. Не совсем понятно, почему Москва остановилась на этом образце – в отличие от Searcher MkII он не имеет подтвержденного опыта эксплуатации в войсках и на поле боя.

Конечно, закупка такого БПЛА, как I-View Mk150, выглядит на первый взгляд разумной как средство для затыкания дыры, образовавшейся в области армейских беспилотных средств разведки и корректировки огня в результате безответственного подхода к этой проблеме Минобороны России. Как утверждают разработчики и ряд экспертов, на протяжении последних почти двух десятков лет руководство военного ведомства и командование видами и родами войск ВС РФ вообще этой темой не занимались, отодвинув ее на задний план. Поэтому непонятно даже, кому и на какие программы был выделен тот миллиард рублей, о котором в недавнем интервью говорил Владимир Поповкин. Получается, что отечественные разработчики могут сегодня похвастаться только одним успехом – быстрым и сверхнеэффективным расходованием бюджетных средств. По словам Дениса Федутинова, именно это послужило едва ли не главной причиной дискредитации самой идеи создания беспилотных средств разведки в России.

Судите сами. Владимир Поповкин сказал: «…надо учиться. Вот для этого и берем израильские аппараты. Будем пока жить по принципу китайцев: все фотографировать и дублировать. В общем-то, так же мы и нашу космонавтику начинали, и самолеты строили, и первые отечественные машины у нас были «Студебеккеры». С беспилотниками пойдем по тому же пути».

Подобное заявление высокопоставленного чиновника, «главного по вооружению» в МО, звучит просто кощунственно. Что, позвольте спросить, собираются копировать и изучать в Минобороны на аппаратах 90-х годов прошлого века, да еще и просто нулевых по уровню технологической сложности? Это ведь не Global Hawk и даже не Predator.

Одно дело – если надо оперативно снабдить войска средствами разведки и целеуказания в условиях, когда воевать надо, но свои предприятия не имеют готовой продукции того же назначения (отечественные «Пчела» и «Типчак» не в счет). И другое дело – пытаться копировать «вчерашний день». Что – наши институты и компании не смогут создать аппараты, аналогичные израильским Searchet MkII и I-View Mk150? Не смогут продуть их в аэродинамической трубе? Да это задачка даже не для кандидата наук – ничего сложного в конструкции указанных аппаратов фирмы IAI нет, а интерес представляет только разве что полезная нагрузка: компактная радиолокационная и телевизионная аппаратура, которую наши разработчики пока не производят.

продолжение следует...


... Кто дал вам три рубля, чтобы вы подорвали устои Советской Армии ?
 
Авиа-Форум Avia-Forum.Com » Российские серийные самолеты и винтокрылы » Сверхлегкие ЛА и БПЛА » Поиск БПЛА для Российской армии (Нужны ли Вооруженным силам РФ зарубежные аппараты?)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Пятница, 29.03.2024, 15:24
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Мини-чат
Ссылки
Статистика
Праздники сегодня

Locations of visitors to this page

Яндекс.Погода















Наш опрос
Оцените АВИА-форум

Всего ответов: 380
Copyright 034 © 2007 - 2024Сайт управляется системой uCoz