Стремительно набирающая в последнее время обороты вертолетная отрасль (небывалый рост на рынке, расширение географии и сфер применения вертолетов) столкнулась с серьезными проблемами. Нехватка квалифицированных кадров, технологическое отставание, резкое усложнение техники, обострение конкуренции на рынке, сокращение объемов бюджетного финансирования, недопустимо высокая аварийность, необходимость интеграции в мировое вертолетное сообщество и привлечения миллиардных инвестиций... Несоответствие потребностей и возможностей резко усложнило управление процессами, протекающими в вертолетном хозяйстве. К сожалению, в ходе непродуманных реформ и череды смен руководителей КБ, заводов и предприятий снизилась роль лидеров отрасли, и на смену им пришли многочисленные команды. Некоторые из них сегодня даже стараются не вспоминать и прибегают к формуле «и другие руководители». Наша вертолетостроительная отрасль растеряла дух лидерства, который закладывался десятилетиями.
Вертолетные программы финансируются по остаточному принципу. Нет собственного производства вертолетных двигателей. Вместо комплектующих – б/у. В эксплуатации – устаревший морально и физически парк вертолетов (Ми-8/Ми-2),
с высокой аварийностью, низкой экономичностью, без намеков на перспективные технологии, комфорт, экологию и снижение уровня шума.
В войсках «воюют» все те же Ми-24
и Ми-8.
Без простого и дешевого учебно-тренировочного вертолета начальное обучение проводится на тяжелых Ми-24/Ми-8, и трехтонный «Ансат» с двигателями от Pratt & Whitney – не самое лучшее решение.
Нет легкого многоцелевого вертолета, поэтому для перевозки одного человека (!) нужно поднимать Ми-8. Во время боевых действий в Чечне из-за отсутствия поисково-спасательных и санитарных вертолетов раненых вывозили навалом на полу транспортных машин.
В остром дефиците тяжелые транспортные машины, гиганты Ми-26 можно пересчитать по пальцам.
С уходом командующего Виталия Павлова армейская авиация потеряла не только свое лицо. Вопрос не в том, кто может ногой открывать двери высоких кабинетов, а в том, кто сегодня реально способен побороться за достойное, соответствующее положению и предъявляемым временем требованиям финансирование вертолетных программ.
На современный рынок прорываются те вертолетостроители, которые не мечутся из стороны в сторону, а гнут свою линию и добиваются поддержки властей, специалистов, общественности не путем панибратства или сладких обещаний, а благодаря четкой, отлаженной организации дела.
Возвращение отрасли на передовые позиции – задача государственного масштаба. Справятся с ней только лидеры, харизматические фигуры с характером победителя, способные предложить ясную и понятную стратегию, найти неординарные решения, взять на себя смелость их реализовать. К сожалению, наши финансовые «командиры» и «менеджеры» – еще не лидеры отрасли, а всего лишь управленцы, выразители чужих мыслей.
продолжение следует...