Подвиг летчиков из Коми, которые благодаря своему профессионализму, спасли жизни 72 пассажирам, посадив самолет на заброшенном аэродроме, сегодня обсуждают все. А в интернете мужественным пилотам призывают дать звезды героев. То, что сыктывкарский командир и его коллеги достойны награды, считает и саратовский летчик Михаил Донсков. Он как никто другой знает, какой героический поступок совершили Андрей Ламонов, Евгений Новоселов и Сергей Талалаев.
13 мая 1994 года он оказался в такой же ситуации. Правда, сажать аварийно «ЯК-42» с 40 пассажирами на борту и пятью членами экипажа ему пришлось глубокой ночью.
- Мы выполняли рейс из Саратова в Ереван. Пролетели Минеральные Воды, шли на высоте 9100 метров, когда произошло короткое замыкание. А по тогдашней инструкции мы обязаны были включить объединение бортов и в этот момент все приборы разом отказали: радиосвязь, навигация, освещение и другие. Работали только компас и указатель скорости, - вспоминает командир легендарного корабля Михаил Донсков. - Я волчьим чутьем почувствовал, что дела наши плохи и сказал своим тогда: «Ребята, здесь где-то рядом должен быть Кисловодск. Надо снижать высоту и садиться». При этом у нас был только один шанс! Мы ведь даже не знали, как действовать, если идти на второй круг в такой ситуации... Повезло еще, что облачности не было.
И самолет начал потихоньку спускаться, приближаясь к «огонькам» Кисловодска. Стали видны очертания гор и рельеф местности. И вот уже на горизонте появляется взлетная полоса. В салоне была полная темнота, да и в кабине пилота как на картине Малевича. Женщины выли не переставая, мужики молчали.
В этот момент экипаж увидел, что на посадку заходит «Ту-154», вернувшийся из Египта.
- Давайте пристроимся и за ним будем садиться! - скомандовал Донсков и летчики стали повторять все действия и маневры лайнера. - Только надо держать дистанцию. Ребята, у нас должно получиться с первого раза!
«Ту-154» благополучно приземлился и освободил взлетную полосу, освещение которой еще некоторое время было включенным. Этого хватило, чтобы саратовский «Як-42» тоже сел без дополнительных приключений. Между тем, ростовские диспетчера уже давно забили тревогу - самолет исчез с локаторов! А вот на базе в Кисловодске сразу и не поняли, что случилось.
Поехали посмотреть, и ахнули, когда увидели черный самолет с чудом уцелевшим экипажем и пассажирами.
- А мы думали, вы уже умерли! Разбились раньше! - заявили диспетчеры.
- Кстати, после этого случая в руководство летной эксплуатации даже внесли изменения. Тогда-то прописали четкую инструкцию, как себя вести командиру воздушного судна в случае «обесточки», - поделился с «Комсомолкой» старший инженер-инспектор по безопасности полетов «Саратовских авиалиний» Юрий Касинский. – А вот сам подвиг летчиков засекретили, чтобы не создавать панику среди будущих пассажиров.
Наших земляков потом наградил президент Борис Ельцин. Михаилу Донскову присвоили Орден мужества, остальным членам команды - медали отличия. И подарили японский цветной телевизор, магнитофон и часы. А сам старенький «Як-42» до сих пор стоит в аэропорту, правда уже с 1998 года находится на хранении.
Источник: КП