Кстати... Надо отметить, что по разным причинам самолеты Airbus A-310 имеют в нашей стране дурную репутацию. Как известно, два самолета этого типа потерпели крушение с человеческими жертвами: в 1994 году, когда под Междуреченском разбился лайнер, летевший по маршруту Москва – Гонконг (тогда погибло более 70 человек), а 9 июля 2006-го в аэропорту Иркутска выкатился за пределы полосы и сгорел рейс № 778 из Москвы (в результате аварии погибло 125 человек, 79 были спасены).
Кроме того, включая рассматриваемый инцидент, технические проблемы с А-310, потенциально чреватые катастрофами, возникали как минимум трижды, причем во всех случаях это были самолеты компании «Сибирь»/S7.
Между тем подобные «небольшие» инциденты, связанные с ненадлежащим контролем за качеством предполетного и межрейсового обслуживания лайнеров, далеко не всегда кончаются благополучно. Причиной тяжкой катастрофы может послужить даже простой кусок скотча, которым оказался заклеен вход датчика приемника воздушного давления (этот датчик регистрирует воздушную скорость самолета), как это случилось 2 октября 1996 года с рейсом № 603 компании Aero Peru.
Самолет врезался в воду вскоре после взлета, так как датчики скорости и высоты оказались заклеены. В результате ночью, в сложных метеоусловиях пилоты остались вообще без навигационных приборов.
Причину нашли, подняв обломки Boeing-757 со дна. Оказалось, что техник забыл удалить защитный пластырь, которым закрывают отверстия датчиков перед мойкой самолета и обработкой его противообледенительными составами. В результате погибли 71 пассажир и 9 членов экипажа.
Не менее вопиющий случай, немного похожий на рассматриваемый, произошел в 1990 году с рейсом British Airways 53-90. Когда внутреннее давление воздуха в фюзеляже вынесло раму, в которой крепится лобовое стекло кабины летчиков, вместе с капитаном корабля Тимом Ланкастером, который чудом сумел уцепиться за что-то на обшивке самолета.
Благодаря экстренным мерам жертв удалось избежать, выжил и Ланкастер, полчаса провисевший снаружи, буквально цепляясь за жизнь в полубессознательном состоянии.
Причиной аварии тогда стали болты, которыми крепилась рама лобового стекла: вместо того чтобы заглянуть в каталог деталей, техники подобрали их на глазок. Диаметр резьбы крепежа оказался меньше необходимого, и давление воздуха выкинуло наружу ветрозащитный козырек вместе с пилотом. Самолет и 80 пассажиров спасли лишь хладнокровные действия экипажа.
Примерам, когда в авиационных катастрофах виноваты авиакомпании, не вовремя или ненадлежащим образом выполняющие обслуживание рейсовых самолетов, несть числа. Иногда перевозчики экономят на сроках регламентных работ, иногда на программах обучения персонала или материалах, используемых для ремонта, а в результате – на жизнях пассажиров.
Это явление характерно не только для России, в последнее время оно приобретает всеобщий характер. К сожалению, действенных мер по борьбе с халатностью не выработали еще нигде и человеческий фактор по-прежнему остается едва ли не основным фактором риска при авиаперевозках.
Источник: ДГ "Взгляд" от 16.04.08.