БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТАКТИЧЕСКИЙ Разработка нового ВТС началась в 2000 году, а первые поставки были назначены на 2002 год. Однако вскоре у программы выявились многочисленные проблемы технического и организационного характера, что неоднократно вызывало перенос сроков начала испытаний самолета и поставок.
Результатом стало сокращение рядом стран размещенных ранее заказов. По итогам подписания 24 мая 2003 года между «Эрбас» и OCCAR окончательного контракта по А400М количество приобретаемых машин снизилось до 180: в 2002 году из программы вышла Италия (минус 16 судов), в 2003 году заказ на три А400М сняла Португалия, а Германия сократила заявку с 73 до 60 самолетов. Правда, Люксембург изъявил желание приобрести одну машину. Тем не менее на сегодня портфель заказов программы А400М составляет 192 самолета – благодаря тому, что контракты на его закупку заключили Малайзия (8 декабря 2005 года, четыре штуки) и ЮАР (9 декабря 2004 года, заказаны восемь машин общей стоимостью 837 млн. евро).
Современный А400М – уже не просто типовой тактический ВТС, а машина, обладающая некоторыми свойствами стратегического военно-транспортного самолета. Особенно это касается скорости и дальности полета, а также объема и массы полезной нагрузки, которая достигает у него 37 тонн – почти в два раза больше аналогичного показателя новейших представителей семейства «Геркулесов» (у C-130H – 19 356 кг, у модернизированного C-130J – 18 955 кг). Преимущество по дальности полета тоже впечатляет: у А400М – 3300 км при максимальной нагрузке в 37 тонн, а при массе груза 20 тонн – 6900 км; тогда как у «Геркулеса» при куда меньшей максимальной нагрузке – 3791 км, а у «Супер Геркулеса» – 5250 км.
Как представляется, после запуска в серийное производство «общеевропейский» военно-транспортный самолет сможет составить достойную конкуренцию такому «гранду» военно-транспортной авиации, как С-130, фактически являющемуся основным тактическим ВТС грузоподъемностью около 20 тонн в армиях стран – членов НАТО и ряда других государств. Хотя А400М несколько тяжелее, чем его заокеанский «собрат» (максимальный взлетный вес соответственно 141 тонна и 79,4 тонны).
Косвенным же подтверждением того, что в будущем А400М станет угрожать американским интересам на традиционных рынках, где присутствует «Геркулес», является то, что командование ВВС Великобритании приняло решение о постепенной замене устаревших модификаций С-130 на «общеевропейский» ВТС, а в перспективе последний, возможно, придет на смену и недавно закупленным C-130J/J-30. При этом в официальных документах Соединенного Королевства особый упор делается именно на то, что А400М будет обладать элементами стратегического военно-транспортного самолета. К тому же, как ожидает командование британских ВВС, эксплуатация А400М окажется намного менее хлопотной и дорогостоящей по сравнению с C-130J.
Здесь нельзя не вспомнить, что программа разработки и выпуска А400М – это уже вторая попытка европейских стран – членов НАТО избавиться от засилья американских тактических ВТС типа С-130. Первая – проект самолета C.160 «Трансаль», который появился почти на десятилетие позже «Геркулеса» – опытные машины поднялись в небо 13 февраля (французский вариант) и 25 мая 1963 года (немецкий вариант).
Основная задача – создать более дешевый аналог С-130 – была блестяще решена. Французским и немецким инженерам удалось даже улучшить некоторые характеристики своего самолета по сравнению с «Геркулесом». C.160 имеет меньшие разбег и пробег, что позволяет эксплуатировать его с тех аэродромов, где С-130 работать до недавнего времени – пока не получил специальную реактивную стартовую систему – не мог. К тому же «Трансаль» способен садиться на более «мягкие» грунтовые аэродромы и наносит меньше ущерба неподготовленным (то есть небетонированным) ВПП во время интенсивной эксплуатации. Главным недостатком С.160 стала его относительно малая дальность полета с максимальной нагрузкой.
Серийный выпуск «Трансаля» начали в 1967 году – одновременно во Франции и ФРГ. В 1972 году производство самолета прекращается и возобновляется через пять лет – уже в модернизированном варианте и под обозначением C.160 NG (Nouvelle Generation, то есть «новое поколение»). Отличия – новая авионика и усиленное крыло, в котором разместили дополнительные топливные баки.
Однако у специалистов до сих пор вызывает серьезные сомнения целесообразность создания фактически «дубликата» американского С-130. Скорее это было желание правительств Франции и ФРГ поддержать национальную авиапромышленность. К тому же весьма малое количество выпущенных самолетов – всего 206 – не принесло особой выгоды ни разработчикам и производителям С.160, ни его заказчикам.
продолжение следует...