В среду глава минобороны Индии заявил о планах резко – более чем в два раза – увеличить закупки российских истребителей Су-30МКИ. Если этим планам суждено сбыться, Россия поставит своеобразный рекорд, продав самое большое количество истребителей четвертого поколения экспортному заказчику. Заявление индийского министра наверняка добавит истребителю репутации, несмотря на то что на горизонте уже видны конкуренты из пятого поколения. Индия может вдвое увеличить свой парк российских истребителей Су-30МКИ к 2015 году – до 230 самолетов, сообщают информационные агентства со ссылкой на министра обороны страны Араккапарамбила Энтони. Громкое заявление пролило свет и на еще один вопрос: о количестве машин, на сегодняшний день уже поставленных Дели. По его словам, с 1996 года в России приобретено 98 таких самолетов.
На практике это означает, что индийские ВВС планируют закупить как минимум столько же машин, сколько уже заказано в рамках действующих контрактов. Так, к 2010 году на вооружении будут состоять, вероятно, чуть более ста истребителей «Сухой»: сборка последних экземпляров из поставленных ранее машкомплектов еще продолжается и 18 самолетов поступят в течение этого года для замены Су-27К, поставленных ранее. При этом объем возможных закупок оценочно составит 120 самолетов на сумму около 10–12 млрд долларов.
Таким образом, Су-30МКИ вполне может стать самым массовым самолетом четвертого поколения, поставленным одной страной в другую.
Если в качестве фронтового истребителя вместо МиГ-29 Индия рассматривает и других претендентов, по некоторым данным, склоняясь к американским F/A-18E/F, то альтернативы тяжелому российскому перехватчику наши партнеры не ищут. Не повлияла на их позицию даже загадочная катастрофа истребителя, случившаяся в апреле этого года в районе города Хайсалмер.
По горячим следам некоторые местные СМИ грешили на усталостные трещины, якобы появившиеся в конструкции истребителей, но тщательный осмотр всех самолетов этого типа таких дефектов не выявил. Правда, по словам государственного министра по вопросам обороны (заместитель премьер-министра, курирующий ОПК) Паллама Раджу, черный ящик с разбившегося самолета был отправлен на экспертизу не российскому производителю, а «независимому эксперту» в Великобританию, сообщает в среду издание Daily India.
В общем, это не удивительно – самолет специально создан под требования индийской стороны. Такая практика локализации вооружений для стран, не входящих в общие военные структуры в настоящее время, – мейнстрим. Например, ближайший аналог Су-30 в классе тяжелых перехватчиков, F-15 Eagle, существует в трех локальный версиях: для Израиля (F-15I), Южной Кореи (F-15K) и Японии (F-15J). Эти самолеты при общности платформы довольно сильно различаются составом оборудования и функциональными возможностями.
продолжение следует...