Уникальное уголовное дело рассмотрел недавно один из гарнизонных военных судов в Подмосковье. Самолет с пассажирами, которым управлял офицер-летчик одной из войсковых частей, попал в аварию при приземлении в столичном аэропорту. Причина небесно-транспортного происшествия крылась в способе управления лайнером — летчик раньше времени жал на тормоза (!), отчего воздушное судно теряло устойчивость. В результате пилота осудили за своеобразную манеру управления самолетом. В августе 2007 года экипаж “Ту-134” выполнял спецзадание авиационной дивизии Генштаба ВВС. В общем, никаких сверхзадач перед командой не ставилось — всего-то нужно было перевезти 30 пассажиров по маршруту Внуково—Томск—Красноярск—Тюмень—Внуково. Договор об этом рейсе был заключен между военным начальством и нефтяной компанией, которая нуждалась в услугах летного отряда. Командовал экипажем пилот первого класса подполковник Андрей Филатов. Перелеты проходили нормально вплоть до возвращения лайнера в Москву. Буквально через несколько секунд после приземления в самолете началась вибрация, и “Ту” стал отклоняться от курса. Лайнер развернуло на 180 градусов, после чего он правой “ногой” сошел со взлетно-посадочной полосы.
К счастью, в небольшой авиакатастрофе люди не пострадали. Как говорится, отделались лишь испугом. А вот крылатая машина нуждалась в серьезном ремонте. Не считая кое-каких мелких дефектов, у лайнера повредились правая основная стойка шасси, полукрыло, авиашины и диски колес. Подсчитывая ущерб, командование войсковой части ужаснулось: починка стоила свыше 16 млн. рублей. Тут же стали искать виновных. И следователи пришли к выводу, что виноват не кто иной, как командир корабля.
Филатов защищался как мог: мол, не он виноват, а неисправные тормоза или даже, может быть, его помощник. Но после проведенной экспертизы доводы подполковника показались, мягко говоря, неубедительными. По заключению специалистов, летчик, нажимавший на тормоз (согласно материалам дела это был Филатов), в эксплуатации тормозной системы “допустил ошибку, приведшую к непроизвольному обжатию педалей перед касанием взлетно-посадочной полосы”.
Другими словами, авиатор стал жать на тормоза еще в воздухе, за 8 секунд до того, как шасси соприкоснулись с поверхностью. Это происходило на высоте 6—8 метров при скорости 254 км/ч. Именно “непроизвольное обжатие” закончилось жесткой посадкой, так как самолет сел с застопоренными колесами и потерял устойчивость.
— Грубые отклонения в эксплуатации подполковник допускал еще в восьми полетах, — сообщил “МК” замруководителя — старший следователь военного следственного отдела СКП РФ по Балашихинскому гарнизону Дмитрий Медзуновский. — Причина кроется в неправильно сформировавшихся навыках у пилота. Мы возбудили уголовное дело по статье 351 УК РФ — о нарушении правил полетов.
Кстати, во время разбирательства Филатова на службе признали негодным к летной работе по состоянию здоровья. Офицеру сначала предложили “кабинетную” работу, но летчик, не желая прощаться с небом, ушел из армии и устроился по специальности в гражданскую авиакомпанию. И перед военным судом пилот предстал, уже будучи на гражданке. Служители Фемиды признали его виновным и приговорили к году лишения свободы условно. Но, пожалуй, самым тяжелым наказанием для мужчины стало исковое заявление командира войсковой части, потребовавшего компенсировать огромные затраты на ремонт авиалайнера. К слову, Филатов еще до судебного процесса начал выплачивать ущерб.
Источник: МК от 05.05.09.