Москва по-прежнему не может в полной мере реализовать свои авиационно-технические интересы на постсоветском пространстве. Во время недавнего государственного визита российского президента Дмитрия Медведева в Узбекистан до конца так и не был разрешен вопрос о вхождении Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова (ТАПОиЧ) в российскую Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Продукция Ташкентского авиазавода, производящего тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76 и среднемагистральные Ил-114, востребована на мировом рынке. Портфель заказов – на миллиарды долларов. Эти самолеты производятся (точнее, собираются) только в Узбекистане, однако на 90–95% они состоят из материалов и агрегатов, поставляемых из России. До распада СССР в Узбекистане было произведено около 900 самолетов Ил-76. В постсоветское время – чуть более десятка. В единицах измеряется и сборка самолетов Ил-114. Одна из причин резкого спада производства – экономические и финансовые проблемы между Ташкентом и Москвой.
Эти проблемы, казалось бы, были принципиально решены 6 февраля 2008 года во время визита тогдашнего президента РФ Владимира Путина в Ташкент. По подписанному в то время соглашению до конца прошлого года в собственность ОАК планировалось перевести 50% плюс одна акция Ташкентского авиапредприятия.
Но этого не произошло. По непонятным для российской и узбекской общественности причинам до сих пор до конца не доведена планируемая по соглашению независимая оценка ТАПОиЧ при помощи экспертов компаний Ernst&Young и Delloitte&Touche. Не произведена и дополнительная эмиссия акций ОАК на эту стоимость, без чего вхождение ТАПОиЧ в ОАК невозможно. Вместо этого побывавший на прошлой неделе в Ташкенте с российским президентом глава ОАК Алексей Федоров заявил, что в ближайшее время с Узбекистаном будет достигнуто соглашение о создании между ОАК и ТАПОиЧ только совместного предприятия (СП).
Понятно, что для России создание СП – шаг назад в процессе интеграции по сравнению с тем, что планировалось ранее. Федоров эту проблему объясняет так: мол, процесс вхождения ТАПОиЧ в ОАК «длительный и сложный с юридической и правовой точек зрения. Поэтому мы решили не дожидаться окончания этого юридического процесса, а ускорить процесс совместных работ. Скорее всего это будет формула совместного предприятия».
Однако несмотря на то, что визит президента Медведева в Узбекистан был государственный и к нему тщательно готовились российские авиаторы, соглашение по созданию СП так и не подписано. Источники в ТАПОиЧ на правах анонимности сообщили «НГ», что камень преткновения между руководствами России и Узбекистана в определении номенклатуры и объемах будущего производства.
Источники утверждают, что Ташкент не согласен с постепенным свертыванием на своих предприятиях сборки военно-транспортных самолетов Ил-76 и их модификаций (Ил-76МФ, Ил-78 – топливозаправщик и т.п.). ОАК же намерено превратить ТАПОиЧ в главный цех по производству только гражданских Ил-114, а производство Ил-76 будет обеспечиваться единичными заказами, поскольку данные самолеты, по планам правительства РФ, под брендом Ил-476 намерены начиная с 2010 года собирать в Ульяновске на заводе «Авиастар», входящем в ОАК. Данное объяснение подтверждает и сам Федоров, заявивший в Ташкенте, что на ТАПОиЧ «наибольшие перспективы работы – это совместная деятельность по созданию самолета Ил-114». По информации главы ОАК, заявки на Ил-114 есть уже как от российских авиакомпаний, так и от иностранных. Заинтересованность в закупке таких самолетов проявляет Индия. Заказов на Ил-114 – более 100, в том числе и от Минобороны РФ.
продолжение следует...