«АНКИ» СТОЯТ НЕДОРОГО Однако возможности всего лишь первых образцов «Анки» достаточно внушительны. Размах крыльев этого дрона составляет 17 метров. Следовательно, «Анка» вполне сравнима с израильским «Хероном». Она способна проводить в воздухе 24 часа, оставаясь на скорости 135 км/час на высоте до тысячи метров. Турецкие военные предполагают использовать «Анку» для сбора данных о курдских мятежниках, активизировавших свои атаки с баз, расположенных в Северном Ираке.
Несомненно, «Анки» будут дешевле американских и израильских БПЛА того же класса. Поэтому Пакистан и еще четыре страны, названия которых Анкара скрывает, уже разместили заказы на турецкие беспилотники. Глава одной из групп ТАП Ремзи Барлас заявил, что усовершенствованная «Анка» вскоре превзойдет израильский «Херон». По мнению Барласа, установление на «Анке» противообледенелой системы, отсутствующей на «Хероне», и делает возможным нахождение турецкого беспилотника в воздухе 24 часа.
В качестве двигателя для «Анки» была использована система Centurion производства германской компании Thielert aircraft Enginges GmbH. Ремзи Барлас достоинством немецких двигателей считает тот факт, что они работают на сравнительно дешевом топливе для реактивных двигателей. В то же время израильские «Хероны» требуют дорогого высокооктанового горючего. По всей видимости, Барлас прав, ибо Иран тоже закупает для своих дронов немецкие двигатели. Но если для Анкары подобные закупки совершенно законны, то для Тегерана, против которого Евросоюзом объявлены ограничительные санкции, – нет. Федеральная прокуратура Германии уже начала расследование в отношении одного из предприятий в Рейнской области, которое как раз и подозревают в продаже иранцам этих двигателей.
И тем не менее еще в феврале нынешнего года Иран объявил о начале производства собственных БПЛА. Более того, специалисты иранской компании Danesh Bonyan спроектировали и изготовили двигатель собственного производства для беспилотника. Об этом заявил один из ведущих специалистов этой компании Юсиф Абуталиби. С учетом того, что Анкара открыто объявила себя союзником нынешних тегеранских аятолл, совершенно нельзя исключить объединения усилий ВПК двух стран в создании не только совместных образцов дронов, но и других видов вооружения.
А КОДЫ «ВРОЗЬ»
Надо прямо сказать: турки уловили тенденцию. Они поняли, что расчет исключительно на зарубежные военные поставки опасен. Тем более в регионе, давно ставшем точкой мирового кипения. Точности ради, заметим, что географически Турция находится не в самой этой точке, но весьма близко от нее. Кстати, производство беспилотников высоких классов намерены начать Азербайджан и Индия, которые считаются давними потребителями израильских дронов. Эти государства тоже давно определили своих противников.
И тем не менее ситуация остается совершенно не однозначной. Ведь сотрудничество между Израилем и Турцией продолжается не только в плане поставок Анкаре БПЛА, но и в переоборудовании современными радарными системами турецких танков и самолетов. Правда, турки не получили ни от израильтян, ни от американцев коды программного обеспечения поставляемых дронов, самолетов и вертолетов. А не обладая такими кодами, они не смогут, повинуясь велению времени, самостоятельно конвертировать существующие самолеты и вертолеты в беспилотные версии с возможностями пилотирования человеком. По этой же причине, к слову говоря, ограничивается применение американцами дронов в Афганистане.
ГЛАВНОЕ – СВЯЗЬ!
Для разведывательных средств необходима оперативная надежная связь. Совершенно очевидно, что широкое применение дронов сдерживают трудности в создании единого информационного пространства. Ведь диапазон частот забит, а объемы информационного обмена только растут. Показательно, что в 1999 году натовцам на Балканах приходилось даже отключать часть передатчиков наземных сил в ходе сеансов связи с БПЛА «Предэйтор».
Турки, конечно же, могут развить производство дронов не только для себя, но и в качестве продукции для продажи. Но сделать их лучше израильских и американских в обозримом будущем не в силах. Вот как об этом говорит директор «Оборонной инициативы ХХI столетия» Питер Зингер: «Турецкая военная промышленность до сих пор не вышла на мировой уровень. Разумеется, она в настоящее время зависит от производителей из других стран и будет, судя по всему, оставаться такой в течение длительного времени».